Святоотеческое наследие [Pagez.ru]

Возлюби свое спасение, чтобы тебе быть в числе избранных. Делающие лукавое, в обители или в ином каком месте, суть сыны лукавого, уподобившиеся плевелам среди пшеницы. Итак будь пшеницей, которую соберут в житницы Господни, а не плевелами, которые сожгут в огне неугасимом.

Не будем осуждать кого-либо; ибо не знаем, как он ведет себя в келлии своей, или как трудится пред Богом; не будем осуждать, если увидим, что он смеется или разговаривает; ибо не знаем, каковы расположения его в келлии, или как трудится он пред Богом. Посему каждому из нас надобно быть внимательным к себе; потому что каждый из нас за себя даст ответ Богу.

Всем сердцем своим внимай псалмопению и чтению божественных Писаний, и тук их впивай душою своею, как младенец, питающийся сосцами. Из Писаний узнаешь награды за добродетели: и будет радость и веселие сердцу твоему.

Будь кроток, послушен и благоразумен. Кроток до того, что если потребует от тебя отрок, иди за ним, сделай дело, и молча возвратись в свою келлию, молча устами, но молясь сердцем. Будь послушен, чтобы сохранить тебе о Господе чистоту тела своего, как драгоценную жемчужину. Не щеголяй одеждами, и не хвались богатыми родителями; ибо хваляйся, о Господе да хвалится (1Кор.1:31).

Всяка плоть сено, и всяка слава человеча яко цвет травный. Изсше трава, и цвет отпаде, глагол же Бога нашего пребывает во веки (Ис.40:6-8). Взор обращай долу, а душу горе. С юношей не доходи до вольного обращения, а с женщиной и говорить - лишнее дело. С отроком не дли беседы, не входи в сообщество с упившимися или непокорными, или смехотворными; но весь день пребывай в страхе Божием, как говорит Апостол: ходите в премудрости, искупующе время, яко дние лукави суть.

Сего ради не бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия. И не упивайтеся вином, в нем же есть блуд (Еф.5:15-18). И еще: да противный посрамится, ничтоже имея глаголати о нас укорно (Тит.2:8).

Поучение 4

По слав. пер. Ч. I. Сл. 5.

Вот вверяю тебе, возлюбленный, другой залог о Господе; если сохранишь оный, то впоследствии воздаст Он тебе веселием.

Если, отрекшись от суетной жизни, вступишь в обитель многочисленного братства, желая стать монахом, то да не обольстить тебя враг выйти из обители, до принятия тобою святого монашеского одеяния; иначе будешь сильно раскаиваться при конце, после того, как положено тобою доброе начало со всяким смиренномудрием. Не бойся насылаемых на тебя врагом искушений, но терпи, чтобы достигнуть блаженства.

Ибо написано: блажен муж, иже претерпит искушение, зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его (Иак.1:12).

Хочешь ли же, чтобы не преодолело тебя искушение? Отсеки всякую свою волю. Если дело кажется тебе и хорошим, но настоятель о Господе не признает оного хорошим; то покорись ему о Господе. Входить в споры, следовать собственному своему намерению есть уже признак совращения. Новоначальный, если он не покорен, сам на себя навлекает укоризненное имя. Ибо в псалме говорится: Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом.

Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибните от пути праведнаго (Пс.2:11.12). Посему, кто любит правду, тот не погибнет; а кто ненавидит наказание, тот делает себе вред. Как в сосуде не могут помешаться вино и уксус: так добродетель монашеской жизни не может обитать вместе с ненаказанностию. В сем да убедит тебя Апостол, который говорит: кое согласие Христови с велиаром? Или кое общение свету ко тме (2Кор.6:14.15)?

Возлюби целомудрие до крайней степени, чтобы вселился в тебя Дух Божий.