Святоотеческое наследие [Pagez.ru]

По слав. пер. Ч. I. Сл. 7.

Не будь ленив и к рукоделию. Часто помысл внушает тебе, говоря так: "не выучишься рукоделию; потому что ты худосилен и не вникателен, и не в состоянии вынести до конца трудность сей работы. Вот и члены твои начали страдать от изнеможения; потому что не привык ты трудиться. Лучше оставь обитель, и иди, откуда пришел. И там, говорят, спасешься, если захочешь бояться Бога".

Но ты, как верный, не ослабевай от таких помыслов. Потерпи Господа, призвавшего тебя в Свое царство и радость. Ибо он сказал: аминь, аминь глаголю вам, аще имате веру, яко зерно горушно, речете горе сей, прейди отсюду, и прейдет: и ничтоже не возможно будет вам (Мф.17:20). И мы, возлюбленные, будем терпеть, потому что возложили упование не на человека, который не может спасти, но на Бога, спасающего надеющихся на Него, как написано: надеющиися на Господа, яко гора Сион (Пс.124:1).

И Дух Святый ублажает уповающих на Господа, говоря: Господи, Боже сил, блажен человек, уповаяй на Тя (83:13). Итак терпи, возлюбленный Господом. Не терпел ли бы ты утомления, если бы стал учиться грамоте? Не терпел ли бы изнурения, если бы стал учиться мирскому искусству? Не тем ли паче обязаны мы терпеть все ради Господа? Ибо написано: труды плодов твоих снеси, блажен еси, и добро тебе будет (Пс.127:2).

И Апостол заповедует, говоря: своима рукама делайте благое, чтобы не только самим вам питаться своею работаю, но и имеющему нужду подавать от трудов своих (Еф.4:28). Посему да будет общим нашим старанием, избавиться от грехов своих; ибо избавимся, если захочем, потому что Сам Господь сказал: просите, и дастся вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (Мф.7:7.8)

; и Сам даровал миру не оскудевающее сокровище покаяния. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 8

По сл. пер. Ч. I. Сл. 8.

О бывающих же соблазнах знаем, Кто сказал: не судите, и не судими будете. Имже бо судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф.7:1.2), и так далее. Но чтоб тебе было, чем пособить своему помыслу, рассуди, что праведный Лот жил среди Содомлян, но не увлекся их гордынею и непотребством; а потому и спасся, как написано: видением бо и слухом праведный живый в них, день от дне душу праведну беззаконными делы мучаше (2Пет.2:8). Что же присовокупляет Апостол?

Весть Господь благочестивыя от напасти избавляти, неправедники же на день судный мучимы блюсти (9), и так далее.

Посему не так будем вести себя, чтобы сегодня были у нас воздержание и кротость, а на утро невоздержание и гордость; сегодня - безмолвие, бдение, смирение, а на утро - развлечения, ненасытный сон, неподчинение и тому подобное; сегодня у нас отречение от мира, отречение от всего земного, отречение от отечества, друзей, плотских родителей, по упованию на Господа, а на утро станем отыскивать страну, отечество и наследство, чтобы погрузиться во множество зол.

И жена Лотова, обратившись вспять, стала сланый столп. Посему и Господь учит, говоря: никтоже возложь руку свою на рало, и обратившись вспять, управлен есть в царствии небесном (Лк.9:62). Итак имей всегда в уме тот день, в который, совлекшись всего, оставил ты мир для Господа, когда воспламенен ты был страхом Божиим, горел духом ко Господу. И сего намерения держись до конца; ибо претерпевый до конца, той спасен будет (Мф.10:22)

, - держись, чтобы вместе с вечною жизнью получить тебе награду за свое делание; потому что приступил ты к истинному Богу и пренебрег всем, да приобрящешь Христа. Ему слава во веки! Аминь!

Поучение 9. О послушании