Orthodoxy and modernity. Digital Library

108. Можно ли читать мужские книги?

Интересно, что вы понимаете под мужскими книгами? Если подразумеваются книги о мужественных людях, о героях Джека Лондона, бравого француза Дюма или вполне мужественных Шерлока Холмса и доктора Ватсона, то, пожалуй, беды не будет, а может, и пользу обретете и извлечете уроки товарищества, верности. А если под мужскими книгами подразумеваются некоторые брошюры и журналы для некоторых не вполне спокойных мужчин, которые очень интересуются тем, что происходит после двух часов ночи по лучшим каналам телевидения, то, конечно, этих книг читать лучше не надо, от них потому что не далеко и до блудного беса, который за каждой страничкой сидит и из нее, ухмыляясь, выглядывает, когда мы проглатываем нечто в этих книжках написанное.

109. Можно ли читать фантастику?

Смотря с какой целью. Читать как литературу, которая может дать что-то полезное твоей душе, вряд ли стоит, потому что в основном такая литература – макулатура, ну и еще потому, что она уводит нас в такой мир обмана, иллюзии, псевдожизни, который для христианина не полезен. Мы, христиане, – реалисты, должны твердо стоять на земле, но и одновременно, как сказал преподобный Амвросий Оптинский, мы должны жить как колесо: одной точкой касаться земли, а всеми остальными устремляться к небу. В этих книжках – фантастике – всё какие-то грезы да туманы... Ну а если читать для того, чтобы вместе со своими неверующими сверстниками разобраться и свою точку, православного христианина, аргументировать – ради этой цели, может, и стоит.

110. Можно ли рассказывать анекдоты?

Вообще, в здоровом юморе есть духовная польза, и если мы умеем его употреблять тактично, не осуждая ближнего, а имея в виду пользу его душе, то в доброй шутке есть резон. Впрочем, смотри, чтобы не стать тебе самым завзятым острословом – не самая лучшая репутация для православного человека.

111. Какие книги можно читать?

Понятно, какие – хорошие. Те книги, в которых говорится о правде Божией, о святых, жития их и прежде всего, конечно, Евангелие. Для православного – это первая книга, а еще те книги, в которых хоть и не через жизнь святых людей, а через то, как это в жизни обычных людей бывает, нам показывается поиск этой правды Божией: читайте Лескова, Пушкина, Достоевского, Мельникова-Печерского, Бунина, Ивана Шмелева с его дивным "Летом Господним" и многих других – читайте, потому что из этого, вы потом такой мостик себе создадите, по которому легче будет перейти к книгам церковным, чтобы их читать и понимать.

112. Пить спиртные напитки – это грех? А курить?

Сказано о спиртных напитках было еще в древности на Руси, что веселие на Руси – питие. Впрочем, что пили-то на Руси? – немножко меда, слегка перебродившего, назывался он медовуха, или еще некоторые напитки, слабо алкогольные, игристые по большей части, и пили их для радости и от радости; думается, что и теперь, когда собираются православные люди, когда праздник, какое-то радостное событие, и вот помолились уже в храме, помолились перед трапезой, и вместе им хорошо, и как знак, и как символ этой совместной радости они поднимают бокал доброго вина и искренне от всего сердца желают друг другу того, что можно пожелать друг другу за столом – в этом нет никакого греха. И Господь может быть среди них, как был Он на браке, в Канне Галилейской, где Он из воды сотворил вино. Но пить с остаточку, пить, потому что так старшеклассники делают, пить для того, чтобы попробовать, что такое быть пьяным в доску, – это, понятное дело, не занятие для православного христианина, но, впрочем, не лучше и курить, потому что курение делает нас очень скоренько рабом этой привычки. Есть и у нас такие очень хорошие, благочестивые прихожане, которые, идя в храм, непременно выкуривают сигарету, потому что в храме стоять долго и как выдержать без перекура? Вот и думайте, стоит ли делаться рабом этой привычки. Еще Достоевский сказал в одной книжке, что есть такие люди, которые так любят человечество, но которые, вот ежели такого в темницу посадить и сказать: "Отрекись от человечества, от любви к нему, он не отречется, но ежели ему вдруг неделю табака не подавать, то он не только от человечества, но и от своей матери и от души своей отречется". Вот мы хотим быть такими?

113. Все дети от семи лет курят. Им что, делать нечего, ведь это плохо для здоровья.

Неправда, что все. Приди ко мне, и я покажу тебе очень много детей до семи и сильно старше, которые не курят. Их не так мало – если они за руку возьмутся, эти мои знакомые, то всю кольцевую дорогу вокруг Москвы займут. Для здоровья, конечно, плохо, а еще хуже для души и просто глупо. Думается, надо, не обижая, показывать им, что это выглядит глупо и смешно и что они выглядят от этого ничуть не старше, не утонченнее и не мудрее. И чем спокойней и естественней мы будем эту их глупость свидетельствовать, тем меньше будет вереница детей от семи лет, которые курят.

114. Как мне бороться с искушениями?

Бороться, вот именно бороться, а не просто всякий раз на исповеди говорить: "Ой, батюшка, вот опять я раздражаюсь, и опять смотрю всякую ерунду по телевизору, даже когда идет Рождественский пост, и с родителями опять ссорюсь". Иметь твердое намерение: больше этого не делать. Бороться с искушениями нужно с соблюдением тактики и стратегии: обнаружить главнейшее направление атаки врага и с ним бороться. Если ты сильно раздражаешься, завяжи себе рот бантиком и молчи. Тебе хочется, выпучив глаза, кричать на вредную сестренку или препираться с несправедливым к вам учителем, отцом, братом, не отвечай никакими словами. Ежели тебя тянет на мороженое и "Сникерсы", посади себя на картофельные чипсы на несколько недель, не ешь ничего такого сладенького и вкусненького, к чему тебя так тянет. Борись с главным. Ежели тебя тянет на изучение какого-нибудь отвратного и вовсю рекламируемого журнала, почитай что-нибудь, что учило бы твою душу доброму и полезному, и в метро больше смотри в пол, чем по сторонам, тогда, глядишь, и с искушениями будет попроще бороться.