Православие и современность. Электронная библиотека.

[5] "Говорят же и то, что на небе находятся двенадцать знаков зодиака из звезд, которые имеют движение, противоположное (движению) и солнца, и луны, и остальных пяти планет, и что семь планет проходят через эти двенадцать созвездий" (Преп. Иоанн Дамаскин. "Точное изложение", кн. 2, ч. 7 - СПб., 1894). Здесь опять преп. Иоанн с осторожностью употребляет слово "говорят", впрочем, использует понятие "знак зодиака" и "созвездие" в едином смысле. "Зодиакальный круг движется по косой линии и делится на 12 частей, называемых знаками зодиака" (там же). "Каждый знак зодиака луна проходит в течение двух с половиной дней" (там же). "Солнце на прохождение каждого знака зодиака употребляет один месяц и в течение двенадцати месяцев проходит через двенадцать созвездий" (см.: "Полное собрание творений", 1913, т. I). "Луна же каждый месяц проходит через 12 созвездий, т.к. она расположена ниже и проходит их скорее; ибо подобно тому, как если начертить круг внутри другого круга, то лежащий внутри круг окажется меньшим, так и течение луны, лежащей ниже солнца, короче и совершается скорее" (там же).

О движении солнца и луны через знаки зодиака говорится как о впечатлениях, а не в смысле "реальности" (подобно тому, как современные астрономы говорят о прохождении Меркурия через меридиан и т.п.). Круг луны, по словам преп. Иоанна, меньше по своему диаметру круга солнца и поэтому не может совпадать с зодиакальным кругом.

[6] "Полынь горькая - …Препараты растения применяются для возбуждения аппетита и как средство, способствующее пищеварению (при гастритах с пониженной кислотностью и др.). Входит в состав желчегонных и аппетитных сборов и горькой настойки. Гликозид абсинтин регулирует кровяное давление, стимулирует функцию желез пищеварительного тракта… Растение используется в народной медицине и гомеопатии (при пониженной кислотности, заболеваниях печени и желчного пузыря). Лопух большой (лопух-репейник) - Препараты из корней - мочегонное средство. Настой корней на миндальном или оливковом масле под названием "Репейное масло" применяется для укрепления волос. В народной медицине применяется внутрь при ревматизме и подагре, наружно при угрях, фурункулезе, экземах" (Губанов И.А. и др. Дикорастущие полезные растения СССР. - М., 1976).

[7] "Итак, всего несомненнее, что в каждом растении или есть семя, или скрывается некоторая семенная сила. И это значит слово: "по роду". Ибо отпрыск тростника не производит маслины, а напротив того, от тростника бывает другой тростник, и из посеянных семян произрастает сродное им. И, таким образом, что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства" (Св. Василий Великий, Шестоднев, с. 144-145 - М., 1999). "Как шар, брошенный по наклонной плоскости, катится вниз и не останавливается до тех пор, пока не окажется на плоскости, так и живая природа, подвигнутая одним повелением, совершает равномерные переходы существ от рождения к разрушению, сохраняя единообразную последовательность видов, пока не достигнет конца. От лошади рождается лошадь, от льва - лев, от орла - орел, и каждое животное, сохраняемое из рода в род, продолжается до скончания вселенной. Никакое время не повреждает и не истребляет свойств животных. Напротив, природа их, как недавно созданная, существует вместе со временем" (Св. Василий Великий. Шестоднев. Творения, ч. I. Изд. 1900 г.).

О мгновенном происхождении всех растений Св. Василий Великий пишет: "Да произведет земля зелень" (Быт. I, II). И земля, соблюдая законы Создателя, начав с ростка, в краткое мгновение времени осуществила все виды возрастания и тотчас довела их до совершенства" (Шестоднев. Творения, ч. I, с. 73. Изд. 1900 г.). О мгновенном происхождении злаков высказывался преподобный Ефрем Сирин: "Злаки, во время сотворения своего, были порождением одного мгновения, но по виду казались порождением месяцев"; о происхождении наземных животных (в IV день): "Так, земля по Божию повелению немедленно извела гадов, зверей полевых, зверей хищных и скотов, сколько нужно их было на служение (Адаму)" (Толкование на книгу Бытия, гл. 1. Творения, т. 6. Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1901). Наконец, мысли св. Иоанна Златоуста: "А что касается животных и зверей, то они только однажды по слову Всемогущего Бога были порождены землей и вновь рождаются уже не из земли, а по естественному преемству друг от друга. Вот почему относительно животных и сказано Создателем: "Да произведет земля", то есть раз и навсегда да породит земля животных. "И стало так" (Быт. 1, 24), - говорится в Писании. - Слово Всемогущего Бога осуществилось: земля украсилась растениями и животными" (Творения, т. 6, с. 755. Изд. 1900 г.).

[8] "Никаких вредных произрастаний не было на ней; растения не были подвержены ни тлению, ни болезням". "До греха не было в мире смерти. Смерть вошла в мир грехом (Рим. 5, 12), быстро объяла, заразила, неисцельно повредила мир" (Св. Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке. СПб., 1995).

Сего ради якоже единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша (Рим. 5, 12). Сказав, что Господь Иисус оправдал нас (Апостол), обращается к корню зла, к греху и смерти, и показывает, что тот и другая, грех и смерть, вошли в мир через одного человека, Адама". "Когда тело твое стало тленным, то и тварь сделалась тленною" (Бл. Феофилакт Болгарский. Толкование на Послания св. Апостола Павла (Рим. 5, 12 и 8, 20). М., 1993).

"Как тварь сделалась тленною, когда тело твое стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственною ему" (Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам, XIV, 5).

"Текучая ныне тварь не создана первоначально тленною; но после подпала тлению, повинувшись суете, по Писанию, не волею, но не хотя, за повинувшаго ее, на уповании обновления подвергшегося тлению Адама (Рим. 8, 20)" (Преп. Григорий Синаит. Главы о заповедях. Гл. 11, Добротолюбие. Т. 5. Свято-Троице-Сергиева Лавра. 1993).

"Адам был создан с телом нетленным, однакож вещественным, а не духовным, и поставлен Творцом Богом, как царь бессмертный над нетленным миром" (Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 45; цит. по кн.: Серафим Роуз "Православный взгляд на эволюцию" - СПб., 1997).

[9] "Ты выходишь на поединок с борцами, укрепленными шеститысячелетнею опытностью",- пишет о подвижнике, ведущем невидимую брань с демонами, преподобный Исаак Сирин (Слово 30, цит. по кн.: Св. Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству. - Сочинения. Т. 5 - Спб., 1905). Подробно историю жизни и человечества на Земле в рамках указанного промежутка времени анализирует св. Димитрий Ростовский в "Летописи".

[10] О наблюдениях, свидетельствующих в пользу быстрого накопления осадочных пород, см. 12, 17, 21, 23.

[11] Радиоуглеродный метод считается "излюбленным" у эволюционистов. Вышеуказанные поправки почему-то не всегда ими учитываются. Признавая палеомагнитный метод, дающий датирование возраста, соответствующее их представлениям, некоторые из них не учитывают результатов применения и особенностей методов, разрушающих их концепции (22). О том, как некоторые эволюционисты избирательно относятся к идеям и даже фактам речь впереди.

[12] Один из известных "сильных" аргументов в пользу древности Вселенной - результаты измерений расстояний до далеких галактик и результаты измерений скорости света, которые "показывают", что свет от этих галактик идет уже многие миллиарды лет и т.п. Однако по данным замеров скорости света установлено, что она падает (18 и 19), а в далеких космических просторах, как считают ученые, бывают случаи перемещения объектов быстрее скорости света (и это вывод, сделанный на основе астрономических наблюдений, а не плод научно-фантастического измышления). Если это так, то свет от далеких звезд мог добежать до нас за гораздо меньшие промежутки времени.