Православие и современность. Электронная библиотека.

6) Миф о том, что наука не подтверждает или даже и не может подтвердить своими методами существование различных явлений религиозного опыта и чудес [3].

Да простит меня благочестивый читатель за то, что я так часто цитирую данные зарубежных авторов, большинство которых по своим религиозным взглядам - протестанты. Что касается собирания и анализа фактов, противоречащих псевдонаучным мифам и соответствующих идее сотворения мира, то с этой задачей они справляются весьма успешно и на высоком научном уровне [4]. Что касается ряда догматических вопросов, то в силу существования отклонений от истины в протестантских конфессиях, в книгах этих авторов можно найти и немало ошибок. И надо сказать, что если бы креационистская наука знала и понимала Божественное Откровение более точно (т. е. православно), то, по крайней мере, по некоторым вопросам она могла бы занимать более устойчивые позиции [5].

Однако, что бесспорно удалось показать исследователям креационистской школы, так это то, что многие истины Откровения не противоречат фактам, собираемым и анализируемым учеными.

Примечания:

[1] Прибавление к "Слову о смерти".- Сочинения, т. 3. СПб., 1886.

[2] Абсурдность этого мифа легко проиллюстрировать одним простым примером. Предположим, что какой-нибудь инопланетянин решил изучить законы, по которым живет человеческое общество, и в качестве объекта исследования он взял, скажем, современный Китай. Тщательно изучив те принципы, на основе которых строится жизнь современных китайцев, инопланетянин делает вывод: "По таким принципам живут все люди на Земле и жили так всегда". Думается, что всякому здравомыслящему человеку подобная логика покажется, мягко говоря, странной. Но именно на такой логике основана современная космология (которая, как известно,- "на грани фантастики"), геология и т. д. Заметим, что физике микромира уже пришлось отказаться от этого принципа - как утверждают физики, механика микромира - качественно иная.

[3] Вопреки известным фактам. Например, см. описание экспериментов с мироточивыми черепами в Киево-Печерской Лавре, проведенных в XIX веке (С. Дестунис. "Жития святых", август 28, СПб., 1904 г.), а также исследование исцеления по молитве перед Козельщанской иконой Божией Матери, светилами психоневрологии XIX века - Шарко и Корсаковым ("Сказание о чудотворных иконах Богоматери..." (21 февраля), Коломна, 1993 г.).

[4] Это теперь уже немолодое направление в современной науке носит название "научный креационизм" и существует со своими научными ассоциациями, НИИ, периодической печатью, системой подготовки аспирантов и т.д.

[5] "Желательно, чтоб кто-либо из православных христиан, изучив положительные науки, изучил потом основательно подвижничество православной Церкви и даровал человечеству истинную философию, основанную на точных знаниях, а не на произвольных гипотезах" (Св. Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. Сочинение, т. 3, СПб., 1886).

Моим крестным детям - Марии, Алексию

и Михаилу адресуется и посвящается.