Orthodoxy and modernity. Digital Library

В последние годы принято ставить знак тождества между понятиями «духовность» и «религиозность». Действительно ли они взаимосвязаны или эти понятия могут совмещаться в одном и том же человеке, абсолютно не «пересекаясь»?

Тут всё зависит от того, что понимается под словом «духовность». В богословии есть четкое разграничение двух близких, но разных понятий — «духовность» и «душевность». Душевность — это проявление у человека интереса к прекрасному, к культуре, искусству, которое, действительно, совершенно не обязательно будет тождественно религиозности. Человек может быть утонченным эстетом и при этом последним подлецом или циником. Известный исторический факт: Гитлер был большим знатоком и ценителем музыки Рихарда Вагнера.

А вот духовность – это понятие из области религиозной жизни, той жизни, которая строится на основе веры.

В то же время душевность является первым шагом к тому, чтобы обрести способность верить в Бога. Человек душевный — это человек с глазами, раскрытыми для восприятия всех достижений человеческого гения. Конечно, с точки зрения Церкви и веры, такой человек лучше того, кто идет и ничего на своем пути не замечает, находясь как бы вне контекста человеческой истории и культуры. А подобных людей сегодня, к сожалению, немало.

Что делать православному христианину, если в его присутствии ругают и осуждают Церковь, духовенство, таинства? Не считается ли он соучастником этого страшного и тяжкого греха, если промолчит?

Православный христианин должен чувствовать в этот момент то же, что чувствует любой нормальный человек, если в его присутствии ругают его мать… Что делать? В зависимости от ситуации можно поступить различно, но ни в коем случае не молчать, делая вид, что тебя это не касается. Если нет возможности остановить «собеседников», то надо прервать общение с этими людьми и уйти. Если человек ведет себя трусливо, то становится соучастником греха. Относиться к хулителям Церкви и святыни надо как к людям заблуждающимся, ни в коем случае не давать места гневу, который, по слову Священного Писания, не творит правды Божией (Иак. 1, 20). Необходимо также приложить все усилия для того, чтобы объяснить людям их заблуждение и рассеять предубеждение против веры и Церкви.

Как быть с нищими у храма, от которых чувствуется запах перегара? Вроде бы и помочь хочется, но они нагло себя ведут и могут деньги пропить…

Я думаю, лучше придерживаться такого правила: людям с явно выраженными признаками хронического алкоголизма денег не подавать. Священникам я советую: если есть такая возможность, кормить таких людей при храме, но не давать им в руки денег, потому что они их, действительно, пропьют. То же самое можно посоветовать и мирянам, которые хотят помочь.

Мне часто приходится слышать от моих знакомых, очень набожных, верующих людей, что бизнес — это грешное дело, а деньги — зло. А священники освящают магазины, присутствуют на юбилеях крупных компаний… Что Вы по этому поводу думаете?

Я думаю, что «набожные верующие люди», которые говорят, что бизнес — грех, а деньги — зло, несколько превышают свои полномочия, говоря это от имени Церкви. Бизнес — это на самом деле человеческий труд. И ни Церковь никогда не говорила, что труд является грехом, ни в Слове Божием нет на это никаких указаний. А деньги — это эквивалент человеческого труда. Проблема не в том, что деньги существуют на свете, а в том, как люди относятся к этим деньгам. Если они готовы идти на преступление вплоть до убийства других людей для того, чтобы деньги заработать, исповедуют принцип «деньги не пахнут», если в бизнесе для них нет моральных норм,— это одно. А если люди получают за свой труд адекватную зарплату,— совершенно другое. И я думаю, что Церковь может благословлять людей работающих, желая им успеха и помощи Божией в их деятельности.