Orthodoxy and modernity. Digital Library

Не является ли проявлением гордыни стремление к признанию, к успеху (в профессии, в бизнесе)?

Стремление к успеху в профессии и в бизнесе само по себе не является проявлением гордыни. Для верующего человека нормально и правильно прилагать все усилия для того, чтобы достойно делать свое дело, добиваться в нем результатов. Однако стремление к преуспеянию в мирских делах не должно разрушать человека, а такое происходит, если это преуспеяние становится главной целью жизни человека, все себе подчиняет; когда человек, как говорится, не разбирает средств для достижения своей цели, а достигнув чего-то, закосневает в гордыне и самомнении. Предельно ясно об отношении к земным вещам сказано Спасителем в Евангелии: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Так что старайтесь жить христианской жизнью, участвовать в таинствах Церкви и свои внутренние желания и поступки соотносить с Евангелием.

Как нужно относиться к торговой сфере деятельности с ее понятиями: наценка, доход?.. Как православному христианину выжить в этой сфере?

Надо просто постараться делать все честно. Заниматься торговлей можно, ничего заведомо греховного и преступного в ней нет, если человек сознательно не будет воровать, обманывать, обвешивать и так далее. Торговля всегда присутствовала в человеческом обществе. Каждый человек, который продает товар, не произведенный им самим, вкладывает в это определенные средства: скажем, на транспортировку, содержание магазина, оплату труда тех, кто в нем работает. Поэтому наценку, если она справедливая, можно также считать оплатой труда людей, занятых в сфере торговли.

В Интернете на православных сайтах размещено очень много объявлений от имени священнослужителей с просьбой к православным о финансовой помощи. Я знаю, что Патриарх Алексий II запретил собирать подаяния на церковные нужды в публичных местах (вне стен храмов), чтобы мошенники не имели возможности прикрываться святым именем Церкви. Относится ли данное распоряжение Святейшего к СМИ и Интернету?

Святейший Патриарх действительно запретил духовенству Русской Православной Церкви собирать подаяние в общественных местах. Поэтому, когда Вы видите, что люди в непонятных черных одеяниях просят милостыню на храмы, неизвестно, существующие ли в природе, на улицах или, как например, в Москве, в метро, Вы вправе усомниться в чистоте их намерений.

Однако не следует забывать, что на сегодняшний день единственный финансовый источник существования Православной Церкви в России — добровольные пожертвования прихожан. Они могут осуществляться в виде пожертвования на свечи, книги, иконы в церковных лавках, а также как прямое целевое пожертвование на ремонт или реставрацию храма. И очень многие храмы в нашей стране восстанавливаются из руин только благодаря спонсорской помощи. Естественно, что настоятелям этих храмов приходится просить этой помощи — при личных встречах или так, как Вы пишете, размещая информацию о храме в Интернете, на православных сайтах. Как правило, при этом легко можно уточнить, что это за храм, на что будет истрачено пожертвование. Поэтому в размещении подобных объявлений в Интернете я не вижу ничего плохого.

Из-за мошенничества я лишился крупной суммы денег. Должен ли я обратиться в правоохранительные органы? Имеет ли право на существование уголовное наказание с христианской точки зрения?

Вам обязательно следует написать заявление в правоохранительные органы, чтобы привлечь мошенника к ответственности. Именно потому, что, возможно, он обманывал кого-то раньше и будет продолжать обманывать в будущем. Если есть такая возможность, следует остановить человека в его антиобщественном поведении. Никакого противоречия с заповедью не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1) здесь нет, потому что в данном случае Вы защищаете не только себя, но и других людей.

Уголовное наказание, если смотреть шире,— это, конечно же, «дань» ветхому человеку (см.: Еф. 4, 22; Кол. 3. 9), и поскольку это ветхое в каждом человеке и в обществе в целом занимает еще слишком большое место, то государству приходится сохранять такие учреждения, как суд и система исполнения наказаний.

По словам одного русского философа, мы не можем сделать жизнь на этой земле раем, но это не значит, что мы не должны препятствовать тому, чтобы она стала адом. В этих словах и заключается правильное отношение христианина к подобным явлениям.