Orthodoxy and modernity. Digital Library

Почему духовенство освящает оружие? Не получается ли, что Церковь благословляет людей на убийство?

Дело в том, что понятие «война» совсем не равнозначно понятию «убийство». Война — это такое событие, на которое человек отправляется не убивать, а умирать сам. Поэтому, с одной стороны, Церковь молится о воинах, благословляет их, освящает их оружие, потому что для нас война — это защита своего Отечества, мирного населения, это исполнение заповеди Божией о том, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13).

С другой стороны, если человек, даже совершая доброе дело, защищая других, при этом кого-то убивает,— конечно же, он совершает грех: убийство остается убийством. В древности воинов, о которых молилась Церковь, которых Церковь напутствовала, посылая на сражение, все-таки отлучали от Причастия на определенный срок, потому что даже враги, которые пришли нашу землю завоевывать, убивать, грабить,— это люди, в них тоже заключен образ Божий.

Здесь не противоречие — здесь антиномия, которыми полна наша жизнь, что является одним из последствий того состояния грехопадения, в котором все мы находимся.

Почему в церквях продаются иконы, кресты — это же должно даваться человеку даром? Почему крещение или отпевание имеет цену, это же должны делать бескорыстно?

Я не совсем понимаю, почему иконы и кресты «должны даваться даром». Дело в том, что кто-то же эти кресты и иконы делал. Мастера, которые их изготавливают, тоже должны на что-то жить. Если они пойдут в магазин, никто не даст им даром хлеба, молока; их не освободят от обязанности платить за квартиру, газ, электричество и т.д. Деньги — это эквивалент определенных отношений в обществе, в котором все мы живем. Трудящийся достоин пропитания (Мф. 10, 10),— так говорится и в Священном Писании.

В православном храме нет никаких «обязательных платежей», здесь есть только добровольные пожертвования. Что касается совершения таинств, исполнения треб — да, это должны делать бескорыстно. Если человек имеет возможность и желание сделать при этом пожертвование на храм, он его делает. Если такой возможности нет, крещение, отпевание будут совершены бесплатно. Если в нашей епархии в каком-то храме это нарушается, пожалуйста, сообщайте мне: я буду принимать меры. С другой стороны, для верующего человека нет никакой проблемы в том, чтобы сделать пожертвование на храм: он понимает, что это необходимо. Ведь храмы опять же существуют не в безвоздушном пространстве: их нужно содержать, ремонтировать, платить зарплату тем, кто там работает.

Как Церковь относится к лечению гомеопатией?

Гомеопатия — одна из разновидностей медицины, которая сегодня считается вполне традиционной. Многие достойные люди, в том числе и прославленные ныне в лике святых — святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий (Брянчанинов) — лечились гомеопатическими средствами и рекомендовали их своим близким и духовным чадам. Другие, не менее достойные люди, относились к гомеопатии с настороженностью. Поэтому лечение гомеопатией — вопрос личного выбора человека, и только.

Нормально ли, что на всех федеральных каналах регулярно обсуждают лунные календари, совершенно серьезно рассказывают о ведьмах, колдунах, пришельцах, показывают «битвы экстрасенсов»? Биоэнергетики активно рекламируют себя в СМИ, а «бабы Ани» обещают вернуть мужа на фоне иконы. Это правильная информационная политика или я чего-то не понимаю?