Orthodoxy and modernity. Digital Library

Это абсолютно ненормально, так же как потоки жестокости, насилия и порнографии, которые льются на зрителей с телеэкранов. Это коммерция. К сожалению, никакие протесты общественности, Церкви — а она неоднократно предупреждала о разрушительности современной политики телевидения и других СМИ для жизни нации — не имеют результатов. Слишком большие, даже огромные деньги зарабатываются на этом безобразии. Поэтому даже попытки создания Общественного совета наблюдения за нравственностью в СМИ с крайне размытыми функциями встречены в штыки, а их инициаторам объявлена беспощадная война.

Что-то непонятное творится с моим братом. Он заговаривается, очень боится заходить в церковь, говорит, что видит всякую нечисть. Врачи поставили диагноз — шизофрения. Как нам помочь ему? Раньше мамина сестра постоянно приносила какую-то воду и говорила, что она заговоренная от болезней, брат ее пил. Может, она навела порчу?

Если Вашему брату поставлен диагноз «шизофрения», то, скорее всего, его видения — следствие болезни, и было бы правильным прежде всего исполнять все рекомендации врачей. Следует бороться с болезнью, а не с диагнозом. К сожалению, часто бывает так, что люди, у которых диагностирована психическая болезнь, и их близкие начинают бороться именно с диагнозом: они пытаются доказать всем: самим себе, больному, окружающим, что человек на самом деле здоров, что у него «порча» или другие «временные сложности». Этим можно только усугубить болезнь. Психические заболевания возникают по самым разным причинам. Поэтому прежде всего, чтобы помочь брату, исполняйте рекомендации специалистов: чем лечиться, как понять больного человека и общаться с ним.

А что касается «заговоренной от болезней» воды, то, к сожалению, проблема не в том, что кто-то мог с ее помощью «навести порчу», а в том, что в принципе нельзя обращаться к разного рода колдунам, экстрасенсам, гадалкам и прочим. Церковь все время говорит об этом, но люди не хотят слушать: они почему-то доверяют «бабкам» больше, чем врачам и духовенству. Опыт любого священника показывает: после обращения к «целителям» человеку становится еще хуже.

Попробуйте научиться относиться к болезни брата по-христиански — как к испытанию, которое попущено человеку Богом по Его милости,— возможно, для того, чтобы и он, и Вы обратились к Нему, приложили усилия, чтобы узнать свою веру, начали жизнь в Церкви, прибегая к таинствам Исповеди и Причастия.

Проводит ли Православная Церковь какую-либо работу с так называемыми «пасторами» различных сект? Ведь не секрет, что в секты в период безвременья в России попали лучшие люди, идущие по пути духовных исканий и сделавшие в свое время роковую ошибку. Они искренне убеждены, что приносят людям пользу своей деятельностью. Есть ли у нас что-нибудь подобное «Альфа-курсу»26 сектантов?

Действительно, к сожалению, так сложилось, что в 1990-е годы, когда Церковь, еще лежащая в руинах, только начала выходить из «поднадзорного» и безгласного состояния, на которое ее обрекла советская власть, в нашу страну хлынуло огромное количество проповедников с Запада, хорошо вооруженных и достаточно состоятельных, которые, действуя разными способами, не брезгуя в том числе и прямым подкупом, смогли привлечь к себе достаточное количество сторонников. И вы абсолютно правы в том, что в это время в протестантские церкви и секты попали люди, которые искали Бога, но не получили должного ответа в православном храме или не встретили в нем такого человека, который мог бы показать им дорогу к Богу.

Сегодня Церковь считает просветительскую деятельность одной из главных своих задач. Мы «ведем работу» с каждым человеком, который приходит в храм. И я думаю, что чем больше будет православных храмов и образованного, просвещенного и ревностного духовенства, тем больше людей, в свое время попавших сектантские сети, будет возвращаться в Церковь Православную.

Насколько я знаю, попытки перенести «Альфа-курс» в современную миссионерскую практику Православной Церкви были предприняты, но они получили очень неблагоприятные отзывы. Во-первых, потому, что в «Альфа-курсе» используются методы нейролингвистического программирования27 и эриксоновского гипноза28, которые могут нанести вред душе человека. Во-вторых, потому, что такой курс может дать самое «внешнее», обедненное, отстраненное знание о христианстве, но не может помочь человеку войти в жизнь Церкви, начать участвовать в таинствах, полюбить богослужение. Сейчас на многих приходах действуют воскресные школы для взрослых и детей, молодежные объединения. Они могут дать первоначальные знания и то человеческое общение, которое людям необходимо. Но войти в Церковь без Церкви невозможно.

Семья, взаимоотношения между людьми

В каких случаях Православная Церковь дает благословение супругам разводиться и как это согласуется со словами Спасителя: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6)?