Православие и современность. Электронная библиотека

13. Богослужение Будних Дней Четыредесятницы

Будничное богослужение седмичных дней с Бог Господь в период пения Октоиха и неполиелейное богослужение седмичных дней Великого Поста

Каноны

Вечерня

Великое повечерие с каноном Андрея Критского

14. Литургии в Дни Великого Поста

15. Недели и Субботы Великого Поста

16. Лазарева Суббота. Неделя Ваий и Первые дни Страстной Седмицы

17. Великий Четверг и Великая Пятница

18. Богослужение в Великую Субботу

19. Богослужения Цветной Триоди

Приложение: 20. Богослужебные уставы. А. Пентковский, преподаватель МДА

Константинопольский и Иерусалимский уставы

1. Богослужебный устав и его параметры

2. Константинопольский богослужебный устав

3. Иерусалимский богослужебный устав

4. Сопоставление иерусалимского и константинопольского богослужебных уставов

5. Частный случай: Студийский синаксарь и Иерусалимский типикон

6. Выводы

Студийский устав и уставы студийской традиции

Типикон патриарха Алексия Студита

Константинопольские и палестинские элементы в студийском богослужении

Этапы "студийского синтеза"

Евергетидский типикон

Афоно-Студийский типикон

Южно-итальянские типиконы

Иерусалимский устав (Лавры Саввы Освященного)

Выводы

1. Важность Изучения Устава

Наверно, нет необходимости говорить о важности изучения богослужения будущим пастырям, будущим катехизаторам, и вообще всем, желающим жить полнокровной церковной жизнью. Участие в богослужении является самым простым, самым естественным и легким способом воцерковления, вхождения в Церковь. Есть и другие, не менее важные и значимые церковные служения: например, служение миссионерское или подвиг христианского милосердия, однако именно богослужение, проживание богослужебных кругов легче и лучше всего вводит человека в Церковь. Когда мы познакомимся с Уставом, когда мы узнаем богослужение, нам не просто станет известна последовательность тех или иных его элементов — мы почувствуем замечательную структуру церковной службы, ее динамику, законы ее развития, смысл, вложенный в ее структуру. Все мы с нетерпением ждем рождественских или пасхальных песнопений, и как они замечательно звучат для нас в первый раз в году! Так нам откроются очень и очень многие песнопения других, пока, может быть, менее известных праздников.

Прежде всего необходимо уяснить себе предмет изучения и разобраться в терминах и понятиях. Хотя в учебной программе этот курс называется "литургика", к нему присоединяется объясняющее, расшифровывающее его слово "Устав". Что означает это слово? Есть книга, которая по-гречески называется "Типикон", а по-славянски "Устав". Может быть, наш курс будет заключаться в подробном изучении этой книги? Она содержит не все богослужения, которые мы совершаем в Церкви. Более того, эта книга не содержит всех указаний, которые нужны для совершения богослужения, поэтому изучения лишь её одной недостаточно. Обязательно нужен живой учитель, наставник, который введет в устную традицию, расскажет о том, что нигде не написано. Что такое Устав, можно почувствовать из самого корня этого слова, заключающего в себе идею установленности, упорядоченности.

Совершение богослужения по Уставу является общей и основной структурой литургической жизни Церкви, и почувствовать это очень просто: даже нарушения Устава, которые, к сожалению, являются нашей сегодняшней действительностью, стремятся стать Уставом. Нарушать какие-то, может быть, слишком сложные, предписания Устава люди стремятся не каждый раз по-разному, а всегда одинаково, т.е. по какому-то сокращенному, может быть, урезанному, но Уставу.

Но все же наш предмет заслуживает более полного названия, того, которое усвоено ему в учебной программе, — литургика. Это слово образовано от греческого слова ??????????, означающего "общее дело". И поскольку литургия — это центр богослужения, то и все, что относится к богослужению, будет называться литургической жизнью Церкви.