Андрей Вячеславович Кураев

fff Св. Василий Великий так цитирует определение Первого Собора, содержащее Символ Веры: “Верую во Единого Бога Отца... И в Духа Святаго. А кто говорит, что было, когда Сын не был,.. таковых кафолическая и апостольская Церковь предает проклятию" (св. Василий Великий. Письма // Творения. ч. 6. Сергиев Посад, 1892, с. 280).

ggg Полный текст догматической констиутции опубликован в: Православие и католичество: от конфронтации к диалогу. Хрестоматия. Сост. А. Юдин. М., 2001, с. 131-138. Я пользуюсь и этим переводом и переводом Л. Зандера (Зандер Л. Папство. // Вестник РСХД N. 84, с. 30).

hhh В тексте самой догматической конституции Ватиканского собора поясняется, каким именно представлениям противопоставляется это католическое верование: «Эта доктрина открыто противостоит ложному мнению тех, кто, искажая форму управления, учрежденную Иисусом Христом, Господом нашим, отрицает, что одному только Петру даровано Христом истинное и собственное первенство юрисдикции, скорее чем другим апостолам, взятым отдельно друг от друга или всем вместе; или мнению тех, кто утверждает, что это первенство не было прямо и непосредственно передано блаженному Петру, но всей Церкви и тем самым Петру, как ее служителю».

iii Перед этим каноном в тексте догматической конституции идет пояснение: «С тех пор, кто бы ни наследовал Петру на этом престоле, получает через установление Самого Иисуса Христа первенство надо всей Церковью».

jjj Пояснение «догматической конституции», предшествующее этому канону: «Мы учим и объявляем, что Римская Церковь обладает по распоряжению Господа первенством обычной власти и что эта власть юрисдикции Римского Папы, являясь епископальной, - непосредственна. Пастыри всех чинов и всех обрядов и верные, каждый в отдельности и все вместе, должны быть в иерархически подчиненности и истинном послушании не только в вопросах, касающихся веры и нравственности, но также касающихся порядка и управления Церковью. Также сохраняя единство общения и исповедания веры с Папой Римским, Церковь является одним стадом с одним пастырем. Таково учение католической истины, от которого никто не может отойти, не подвергнув опасности свою веру и свое спасение… Суд Апостольского престола, выше которого нет никакой власти, не должен никем ставиться под сомнение и никто не имеет права осуждать его решения. Поэтому уклоняются с пути истинной веры те, кто утверждают, что дозволено апеллировать власти над Папой Римским на Вселенском соборе».

kkk Противоположная, православная точка зрения выражена константинопольским патриархом Димитрием. Вскоре после своего избрания он заявили: «В качестве Вселенского Патриарха мы хотим подчеркнуть, что в будущем все всеправославные и всекатолическис встречи, все диалоги и все консультации будут вестись на следующих основах: 1) Высшая власть в единой, святой, соборной и апостольской Церкви принадлежит Вселенскому Собору всей Церкви в целом; 2) Никто из нас, епископов соборной Церкви, не получил власти, привилегии или права, канонически ему данного, на какую-либо церковную юрисдикцию, помимо воли и канонического согласия другой" (Irenikon. 1974, №47, p. 70). О том, что папский голос значит больше, чем голос епископата, свидетельствует история принятия самого догмата 1870 года. На I Ватиканский собор с правом голоса было приглашено 1037 представителей католической иерархии. 13 июля 1870 г. при голосовании по вопросу о догмате непогрешимости в Риме находилось 692 епископа, но на самое голосование явились только 601. 91 иерарх не принял участия в заседании, из них семь - в кардинальском сане. При голосовании 451 голос был подан за новый догмат, 62 голоса - за его условное одобрение и 88 - против. Члены оппозиции в аудиенции 15 июля просили папу отказаться от введения догмата или хотя бы смягчить его формулировку. После отказа папы Пия IX несогласные с догматом отцы собора покинули Рим. Наконец 18 июля догмат был принят на соборе 553 голосами против двух» (митр. Никодим (Ротов). Иоанн XXIII, папа римский. Вена, 1984, с. 378). Как видим, к началу собора вера в непогрешимость папы была достоянием меньшинства даже католических епископов.

lll Предшествующее канону заявление «догматической конституции: «Этот непреходящий харизмат истины и веры был дан Богом Петру и его преемникам на престоле, чтобы они исполняли свою высокую обязанность ради спасения всех, чтобы вселенская паства Христа, отказавшись от отравленной пищи ошибок, была бы накормлена пищей небесного учения и, подавив все случаи схизмы, Церковь была бы сохранена полностью в единстве и, покоящаяся на своем фундаменте, противостояла бы твердо вратам ада».

mmm При разговоре об анафемах стоит также помнить, что православное понимание анафемы сильно разнится с католическим. Католическая анафема означает проклятие и активное пожелание зла, тогда как православное - всего лишь признание того, что этот человек не является членом Церкви. Подробнее об этом см. главу “Что означает отлучение от Церкви” в моей книге “Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и Православии. Т.2. Христианство без оккультизма» (М., 1997).

nnn Один мой знакомый священник, раздосадованный такой псевдоисповедью, когда в очередной раз от бабушки, проснувшейся от своей внецерковной спячки с началом Великого Поста, услышал сакраментальную формулу (“батюшка, во всем грешна”), ласково спросил ее: “А мотоциклы по ночам угоняла?”. Получив изумленно-отрицательный ответ, батюшка посоветовал: «Ну раз не угоняла, значит и грешна не во всем. Так что постой в сторонке пока и вспомни, какие же именно грехи у тебя были».

ooo Вниманию тех православных, кто склонен стилизовать современность в апокалиптические тона и всюду ищет признаки “апостасии” (отречения, отступления от Христа), я предложил бы всмотреться в обычный церковный календарь. В последние годы календарь Московской Патриархии содержит не только фотографии, но и биографические сведения об архиереях нашей Церкви. Достаточно хоть сколь-нибудь внимательного ознакомления с этими данными, чтобы сделать вполне определенный вывод. К 1998 г. уже половина епископата РПЦ состояла из епископов, избранных к своему высокому служению Патриархом Алексием II. Именно “кадровая политика” больше, чем любые речи и послания, говорит о личности Патриарха и его взглядах. Сам Патриарх Алексий - выпускник петербуржских духовных школ, до избрания на патриарший престол он был митрополитом ленинградским. Казалось бы, именно питомцам питерской академии при нем будет открыт самый широкий доступ к высшим постам в Церкви. Но в России среди архиереев 90-х годов поставления 31 человек окончил Московские духовные школы и только 6 человек - Санкт-Петербургские. Среди Белорусских архиереев это соотношение - 4 к одному. Среди архиереев Украины - 18 к одному. Общеизвестно, что питерские школы традиционно настроены более экуменично, более модернистски, чем школы московские. Предпочтение, отдаваемое Патриархом московским школам, очевидно. Так что перед нами просто факт: епископат за последние несколько лет стал гораздо более традиционалистским, консервативным, чем десять лет назад. Этот факт можно оценивать по разному, можно считать его угрожающим или обнадеживающим, но его все же нельзя истолковать как признак того, что патриархийный епископат дрейфует в сторону от православной традиции в направлении к «апостасии».

ppp Да и сама она просила немногим больше. Православие уступалось очень дешево - за помощь перед Флорентийской унией император требовал 500 человек конницы и 1000 пехоты на 6 месяцев! (см. Катанский А. История попыток к соединению Церквей греческой и латинской в первые четыре века по их разделении. Спб., 1868, с. 219).

qqq Соответственно, там и для тех, где и для кого такой угрозы нет, даже Зарубежная Церковь разрешает молиться с инославными: «Если на таковом собрании просят православнаго священника благословить трапезу, то он может это сделать, ибо прочитать молитву перед трапезой и благословить ее он должен был бы для себя лично. На соединенных заседаниях православных и инославных благотворительных комитетов можно читать молитву перед началом добраго дела» - Определение Архиерейскаго Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 13/26 октября 1953 г.

rrr Цит. по: Хоружий С. С. Диптих безмолвия. М., 1991, с. 45. Сама мысль, впрочем, принадлежит еще св. Григорию Богослову: “Всякое слово можно оспоривать словом; но жизнь чем оспоришь?» (св. Григорий Богослов. Мысли, писанные четверостишиями, 3. // Творения Т. 2. С. 22).

sss «Русский вестник» с присущим ему критиканским азартом набросился на это предложение: «Совершенно недопустимо делать то, что делает в эти дни диакон Андрей Кураев. Под видом модной культурологии он наговорил много лукавых идеек. Чего стоит один призыв слепить образцово-показательный тип православного, чтобы сравнивать потом с баптистами, католиками и прочими!» (Можаев А. Экуменическое рвение // Русский Вестник. 1992, № 25, июль). В следующем абзаце этого памфлета мне достается за размышления об «обратной перспективе» иконописи: «Многого стоят и рассуждения его о христианстве как о якобы антимире, лежащем где-то в «обратном пространстве», в «обратной перспективе», которая и не существует вовсе, а измышлена учеными мужами с вывихнутыми мозгами».