Андрей Вячеславович Кураев

27 Мир — евр. olam, полнота мироздания; греч. ?????????????????? - совокупность веков, миров, эонов.

28 Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. М., 1880. С. 156–157.

29 свт. Василий Великий. Беседы на Шестоднев, 3. // Творения. ч. 1. — М., 1845, с.1 39.

30 Льюис К. С. Бремя славы // Сочинения. Минск-Москва, 1998. Т.2. С. 275.

31 Там же. С. 276.

32 Льюис К. С. Коллектив и мистическое тело // Сочинения, Т. 2. С. 304–305.

33 см. Хоружий С. С. Диптих безмолвия. — М., 1991, с. 88.

34 Гершензон М., Иванов В. Переписка из двух углов. — М., 1991, с. 9.

35 Герцен А. И. Письма об изучении природы, 5 // Герцен А. И. Сочинения. Т.2. М., 1986, сс. 333-334.

36 Блаватская Е. П. Комментарии к «Тайной Доктрине». М., 1998. С. 120.

37 Письма Елены Рерих — 1932–1955 гг.. Новосибирск, 1993. С.173.

38 Та же честность столетием позже звучит в признании свт. Григория Великого: «И о жизни врагов мы молимся, и однако же боимся, как бы нас не услышал Бог» (Беседа 27, 8).

39 Пишу это слово с некоторой нерешительностью, которую прекрасно объясняет мой профессиональный анекдот ( анекдот почти что про меня). Итак, представьте, что православный миссионер выступает перед образованной, интеллигентной университетской аудиторией. И по ходу своей речи он доходит до необходимости употребить неприличное слово – «бес». Миссионер не первый раз общается с подобного рода аудиторией, знаете ее привычки, вкусы и немощи. Он понимает, что эта публика еще слово «Бог» как следует не научилась понимать. В постсоветской образованской среде вместо этого непонятного слова принято употреблять что-нибудь попроще – скажем «Биоэнергоиформационное поле Вселенной». И понятно, что если в этой аудитории слово Бог норовят подменить каким-нибудь якобы синонимом (то «ноосферой» обзовут, то «Космосом», а то и вообще «мое высшее Я»), то уж слово «бес» тем более гарантированно вызовет возмущение просвещенной публики. Миссионер знает, насколько прав Дмитрий Мережковский «Черт хитер: он делает смешными тех, кто на него показывает» (цит. по: свящ. Сергий Желудков. Почему и я - христианин. Спб., 1996, с. 118). И тогда миссионер решает выразиться попонятнее, то есть на жаргоне своих слушателей. И говорит: «И вот в эту минуту к человеку обращается мировое трансцендентально-персональное онтологически-ипостазированное тоталитарное зло»… Тут бес высовывается из под его кафедры и переспрашивает: «Как-как ты меня назвал? Повтори, а то я не расслышал!».

40 преп. Иоанн Лествичник. Лествица. Сергиев Посад, 1908. с. 83.