Андрей Вячеславович Кураев

41 Там же, с. 132.

42 Там же.

43 Зелинский Ф. Ф. Соперники христианства. Спб., 1995, с. 357

44 преп. Иоанн Лествичник. Лествица. с. 73.

45 преп.Иоанн Лествичник. Лествица. С. 87.

46 Древний Патерик. М., 1899. с. 84. «У Господа разные святые: один приходит к Нему с радостью, другой - в суровости; и обоих Бог приемлет с любовью» (преп. Макарий Великий. Цит. по: митр. Вениамин (Федченков). Божии люди. М., 1991, с. 27).

47 Соловьёв В.С. Три разговора о войне, прогрессе, и конце всемирной истории. // Сочинения. Т.2. М.,1988, сс. 674-676.

48 Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках преимущественно в Италии. Пг., 1915. сс. 65-66.

49 «Ксеркс повелел бичевать Гелеспонт, наказав тремястами ударами бича, и затем погрузить в открытое море пару оков. Царь велел палачам сечь море, приговаривая варварские нечестивые слова: «О ты, горькая влага Гелеспонта!.. По заслугам тебе ни один человек не станет приносить жертв как мутной и соленой воде» (Геродот. История, 7, 35)

50 Кант И. Критика практического разума // Сочинения. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 458. Подробнее см. в моей книге «Христианская философия и пантеизм» (М., 1997. С. 120–128).

51 Кант И. Критика чистого разума // Сочинения. т. 3. — М., 1964, сс. 487-488.

52 Письма Елены Рерих, 1929–1938 гг. Минск, 1992. Т. 2. С. 334.

53 Впрочем, и тела юношей вызывали у Сократа (или пишущего от его лица Платона) весьма бурные эмоции: «Хармид же сел между мной и Критием. И уже с этого мгновения мною овладело смущение и разом исчезла та отвага, с которой я намеревался столь легко провести с ним беседу. Когда же он сделал движение, как бы намереваясь обратиться ко мне с вопросом, я узрел то, что скрывалось у него под верхней одеждой, и меня охватил пламень: я был вне себя» (Хармид. 155сd)

54 «В оные дни небожителей царь к Ганимеду-фригийцу страстью зажегся» (Овидий. Метаморфозы. 10,155). См. также: Гомер. Илиада. 20,232.

55 См.: Климент Александрийский. Увещание к язычникам. М., 1999. С. 170.

56 Гусейнов Э. Женитьба без Фигаро. Левые во Франции выполнили обещанное гомосексуалистам // Известия. М., 1999. 20 октября..

57 Антес Р. Мифология в древнем Египте // Мифологии древнего мира. М., 1977, сс.72-73.

58 цит. по: Рак И. В. Мифы древнего Египта. СПб., 1993. с. 245.

59 цит. по: La Creation et le Deluge d'apres les textes du Proche-Orient ancien. Supplement au Cahier Evangile, 64. p. 96. Впрочем, и у семитов были версии изначального самооплодотворения божества: «у финикийцев, если верить Филону была похожая картина: кусающий себя змей понимался как космогонический символ: первоначальный дух полюбил свои собственные начала и, соединившись с самим собой, произвел некое илистое начало, из которого уже произошло все» (Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. М., 1987, с. 170).

60 Цит. по: Антес Р. Мифология в древнем Египте // Мифологии древнего мира. М., 1977, сс. 97-98.

61 «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» (Кант И. Критика практического разума. С. 499).