Православие и современность. Электронная библиотека.-Д.А. Авдеев-Православная психиатрия-Благословение Храма во имя преп.

Процесс отделения психиатрии от церкви начался примерно с конца XVIII века. Примечательно, что в это же время началась секуляризация культуры в России. Художник, как пишет преподаватель Московской духовной академии М. Дунаев, стал сознавать себя как бы самостоятельным творцом, но он уже не мог черпать энергию для творческого акта в глубинах соборного сознания и становился слабым копиистом заимствованных форм. Такие же метаморфозы произошли и с психиатрией и психиатрами. Психиатрия предпочла стать более "объективной", а ученые и практики -опереться только на факты, данные клинических наблюдений и лабораторных исследований. Не удалось удержаться именитым профессорам от искушения всему найти рациональное объяснение и поставить точки над "i". Вот что об этом пишет известный православный писатель Сергей Нилус в книге "Великое в малом": "Случайность, известное стечение обстоятельств, психическая реакция, нервы, дряблость разнузданного барича, атавизм и много другого, одинаково мало объясняющего, приведут мудрецы века сего в объяснение психологии данного момента. Но они даже и не дадут себе труда объяснить его: им дорога не истина, а усвоенная ими их псевдонаучная точка зрения. Отказаться от нее - значит признать свою несостоятельность, а у кого из них на это хватит мужества? В области аристократизма мысли, в которой они узурпировали себе первое место, им дела нет до погибающего в созданных ими заблуждениях человечества - сохранено было бы за ними их первенство, их руководящее влияние над легкомысленной толпой. Внезапную болезнь здорового организма они умеют объяснить заразным началом, находящимся вне организма и извне в него проникающим, но микроба духовной заразы, - открытого давно и известного врачам духовным, великим молитвенникам церкви, единственным духовным врачевателям мятущейся человеческой души, - не дано открыть вновь современным лжецелителям. Закрыты отступничеством и неверием их духовные очи - и "видя не видят, и слыша не разумеют".

Октябрь 1917 года и коммунистическое учение, краеугольным камнем которого является атеизм, принесли известные миру драматические последствия. Что же произошло в медицине, в психиатрии? Человек был сведен к плотской реальности (мозг, биологические жидкости, нервные узлы, внутренние органы, рефлексы и поведенческие реакции). Личность также стала рассматриваться с позиции физиологически ориентированных точек зрения. Духовное понимание всякой болезни было окончательно низвергнуто. А взамен ему пришло биологическое.

Человек стал восприниматься винтиком большой машины (государства). В сталинские времена исследователи и врачи с большой осторожностью произносили такие слова, как "душа", "внутренний мир", "личность", опасаясь преследований. Изгонялось и уничтожалось все, что могло помешать партийцам и их власти. С детских лет людям внушалось, что маленький отрезок времени длиною в 60-70 лет - единственное богатство человека, и, соответственно, карьера, деньги, власть становились критериями благополучия. От внутренней жизни и искания Бога был сделан решительный поворот к жизни внешней, к порокам, грехам и стяжательству. Коммунистическая философия, провозгласившая основной задачей рост материального благосостояния, зашла в тупик, попутно искалечив судьбы миллионов людей.

Ситуация в зарубежной психиатрии как бы способствовала формированию "обновленческих взглядов". В Европе психиатрия развивалась на основе рационалистических идей. Душевные проблемы и болезни стали составлять исключительно компетенцию психиатрии. Священник и церковные таинства оказывались как бы и не нужны. Известные профессора наперебой пытались выразить свое негативное отношение к религии. Вот лишь несколько примеров. Шнайдер: "Проявления религиозной жизни - психическая болезнь"; Рейн: "Религиозные идеи - это навязчивости". Для Фрейда религия была массовым безумием.

Шло время, десятилетие сменяло десятилетие, и к 30-40-м годам в среде психиатров да и ученых других специальностей, за редким исключением, складывалась послушная установка на безбожие и атеизм. Но и в то тяжелое время были среди крупных ученых-медиков настоящие подвижники, сумевшие пронести глубокую веру в Бога и христианское благочестие через всю жизнь. Это профессор-психиатр Д.Е. Мелихов, хирург С.С. Юдин, архиепископ Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий), терапевт Н.К. 1оряев и другие. Их молитвами и молитвами всех верующих сохранил нас Господь.

Современный этап психиатрии создается сегодня и зависит от нас, уважаемые коллеги, от нашей веры и духовности. Господь наш Иисус Христос спросит нас за каждый день, за каждого пациента. Во Славу ли Божию работаем или нет? Вопрос этот остается пока открытым.

Личность в христианской антропологии

Личность в христианской антропологии рассматривается в единстве духовных, душевных и телесных проявлений. И это единство достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа. По словам Никодима Святогорца: "Дух твой, ищущий Бога Небесного, да властвует над душою и телом, назначение которых устроить временную жизнь". В этом единстве-здоровье, норма человеческой жизни. По утверждению епископа Феофана Затворника, духовную сферу в человеке составляют: благоговение и жизнь в страхе Божием, совесть, искание Бога. "Дух есть прежде всего способность человека различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь, красоту и уродство. Если выбор в этой области сделан, то дух стремится подчинить своему решению душу и тело. Через свой дух человек общается с Богом. Без общения с Богом дух человека не способен найти настоящий критерий для определения высших ценностей, так как только Бог, который Сам есть абсолютное благо, истина и красота, может верно указать решение человеку" (Православный Катехизис. Издание Московской Патриархии, 1990).

Соответственно указанным духовным сферам личности и всякая болезнь имеет в первую очередь духовную, а уже затем психофизиологическую природу. Духовный подход (а для меня это православный подход к больному человеку) не подменяет медико-биологического взгляда, но обогащает, дополняет и завершает представление о личности.

Через страдание - к свету православия

Грех и болезнь