Православие и современность. Электронная библиотека.-Д.А. Авдеев-Православная психиатрия-Благословение Храма во имя преп.

***

Второе свойство человеческого лица есть разумно-свободная самостоятельность. Состояние этого свойства определяется уже состоянием сознания, ибо они служат взаимным друг для друга отражением. Следовательно, в истинном виде и оно бывает только у христиан истинных, а у преданных греху можно видеть только тень его. Самостоятельность, свойственная человеку, отличается разумностью и свободою. Разумность требует, чтоб действия располагались по своему усмотрению, своим целям и своеличному распоряжению разумному. Признаком его отличительным служит то, если мысль всегда предшествует желанию; напротив, где желание правит мыслью, там отсутствие или неблагосостояние сего свойства не подлежит никакому сомнению. У человека грешника, не водимого и не укрепляемого благодатию, так и есть. Мы видели уже, что он предан механизму внутренних движений; и Слово Божие говорит о нем, что он творит только волю плоти и помышлений (Еф. 2, 3) и ходит в своих похотях (2 Петр. 3, 3), то есть как захотел, так и делает, тогда как следует действовать так, как находит человек сообразным с собственным своим назначением.

***

Мертвящая сила греха состоит: В отчуждении человека от Бога. Грешник отчужден от жизни Божией (Еф. 4, 18) и живет как бы без Бога (Еф. 2,12). Богообщение, вещи Божественные и духовные составляют естественную пищу нашего духа, или как бы его стихию! Отпадши оттуда, он принужден теперь быть не в естественном себе месте и умирать, как без пищи и без воздуха.

В расстройстве сил и способностей . Жизнь человека состоит в гармоническом сочетании сил его природы и их взаимодействии соответственно его природе. Если сие законное соотношение их отнято, как видели, то и жизни, и деятельности в человеке, свойственной человеку, нет. На вид он человек, а по настроению внутреннему - неистинный человек. Как инструмент расстроенный по виду есть тот или другой; а по звукам не узнать какой, так судить должно и о человеке, которого внутреннее расстроено грехами. В сем отношении надобно сказать, что в нем умерло или утрачено истинно человеческое, или то, что свойственно человеку. Как мертвый не видит, не слышит, не движется, так и человек грешник не видит, не слышит и не движется по-человечески: делает дела, но мертвые (Евр. 6, 1; 9, 14).

В отъятии и как бы убитии сил душевных и телесных. Грех назван ядом: и точно, он есть яд. Как ржа съедает железо, так он съедает душу и тело. Он отнимает у ума живость, сообразительность, быстроту, у воли - крепость и стойкость, у сердца - вкус и такт. Ядовитость же греха для тела в сем очевидна. В сем отношении человек, работающий греху, есть то же, что умирающий или томящийся предсмертно. Как ощутимо это выражается в безпрерывном, безотрадном состоянии человека грешника! Жизни свойственна радость, но нет радости у нечестивого.

О семье

Многие современные семьи, живущие по своему усмотрению и отвергающие помощь Божию, благословение Господне, испытывают множество психологических и морально-нравственных проблем, нестабильность. Нестроения эти чреваты скандалами, разводами, искалеченными детскими судьбами. Неладная семья-поставщик неврозов, болезней, пьянства и даже правонарушений. В тех семьях, в коих дела обстоят получше, супруги часто не знают, кому быть лидером в доме, во имя чего воспитывать детей и к чему стремиться. Больно видеть, как между супругами накапливаются раздражение друг другом, злоба, недовольство жизнью. Супружеская верность, христианский семейный уклад, примеры благочестивой семейной жизни для некоторых лишь пережитки прошлого, архаизм.

О семейных неврозах написаны и пишутся десятки статей, книг, диссертаций. Факты вопиют: "Каждая третья-четвертая семья "трещит по швам". В "набат" бьет общественность. 1994 год был объявлен Международным годом семьи.

С нелегкими проблемами люди обращаются в семейные психологические консультации, к психотерапевтам. Они жаждут советов, "рецептов" счастья. Не раз мне приходилось наблюдать, что рекомендации тех из специалистов, которые понятия о духовности, видимо, не имеют, выглядят примерно так: больше времени проводите порознь, будьте хитрее, заведите любовницу (любовника). Чтобы не создавать "лишних проблем" в семье, рекомендуется планировать рождаемость самыми коварными методами, вплоть до абортов. А тут еще по телевидению и в газетах масса непотребщины: порнография, насилие, магия, колдовство... Скверно все это.

Убежден, что нельзя помочь человеку, не имея собственных духовных ценностей. Ибо "может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму" (Лк. 6, 39). Как справедливо пишет священник и психолог о. Борис Ничипоров: ..."педагоги, психологи, сами не подвизающиеся в преображении ненависти, уныния, раздражительности, гордыни и пр., - не могут помочь ни одному человеку".

Семье без помощи Божией не построить добрых отношений! Только идя навстречу Богу, возлюбив друг друга через любовь к Творцу, семья обретает подлинное счастье и полноту бытия. Это доказывается жизнью, подтверждается историей. Через веру, покаяние, совместные молитвы, христианское воспитание детей и взаимную любовь супруги идут к главной цели - Царствию Божиему.