Православие и современность. Электронная библиотека.-Д.А. Авдеев-Православная психиатрия-Благословение Храма во имя преп.

Профессор-богослов С. Троицкий пишет в книге "Христианская философия брака" следующие строки: "Апостол Павел сравнивает взаимные отношения мужа и жены именно с отношениями лиц Святой Троицы. Как Бог Отец есть глава Христа, так и муж-глава жене (1 Коринф. 11,3). Как Христос есть сияние славы и образ бытия Бога Отца (Евр. 1, 3), так и жена слава мужа (1 Коринф. 1,7).

Климент Александрийский называет семью, как и церковь, домом Господним, а Иоанн Златоуст прямо называет семью "малой церковью".

Епископ Феофан Затворник учит, что семейство устрояет свое благосостояние "внешнее для внутреннего".

Я уже упомянул об абортах. Аборт-это тяжкий грех убийства ребенка во чреве матери. В 1993 году официальная статистика зарегистрировала в России порядка четырех миллионов абортов. Знает ли мать, убивая ребенка, что на 18-й день он уже открывал рот, в 20 дней его сердце билось, в 27 дней у малютки были ручки и ножки, в 6 недель у зародыша отмечается работа мозга, а в II-12 недель плод чувствует прикосновения?!

Мне хочется привести главные мысли из обращения Патриарха Алексия II к участникам Международного конгресса "Любовь, жизнь, семья", который проходил в Москве в мае 1994 года: "И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает" (Мф. 18, 5) - так Господь наш Иисус Христос указал Своим ученикам и последователям на великое достоинство перед очами Божиими каждого ребенка, сколь бы мал и беспомощен он не был на первых порах. Вместе с тем этой заповедью христианам указуется и на их первейшее предназначение в этом мире - заботу о духовном и телесном развитии подрастающего поколения. Божественное Откровение ясно говорит о том, что дитя, находящееся в материнской утробе, в полной мере обладает тем же богоподобием, что и всякий другой человек, а его формирование есть проявление Божественного творческого плана. Пророк и псалмопевец Давид так говорит об этом, обращаясь к Господу Богу: ..."Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, Боже, и как велико число их" (Пс. 138, 13-17). Чадородие выступает в свете Откровения как великое Божие благословение человеческому роду".

Есть еще одна сложная проблема - подростковый возраст. Обычно под ним понимают возраст с 14 до 18 лет. Подразумевается, что он составляет некий переходный этап между детством, с его полной зависимостью от взрослых, и способностью к самостоятельной жизни. Этот возраст не случайно называют "трудным": поиски себя, становление характера и т.д. Переход от опекаемого детства к известной автономности обнажает и заостряет в числе прочих и слабые стороны личности подростка.

Закономерен и такой вопрос: можно ли игнорировать бурные нейрогормональные сдвиги в юном организме, вулканическая сила которых преображает юнца в мускулистого мужчину? Не эта ли биологическая метаморфоза тянет за собой дымный социальный шлейф: жестокость и агрессивность, криминальные действия, попытки самоубийства, половые преступления?

Для православных людей ответы на эти вопросы очевидны. Биологические изменения, как бы интенсивно они ни протекали, сами по себе не могут сделать человека добрым или злым, святым или преступником, нравственным или безнравственным. Человек - это не столько плоть, сколько душа и дух. На путь греха подросток может встать тогда, когда он либо не ведает истинного Бога, либо - отворачивается от Него. Многое зависит и от тех примеров (часто негативных), которые подросток видит во "взрослой" жизни. Бездуховность родителей, пьянство или аморальное их поведение - печальные предпосылки будущей бездуховности подростка.

Сплошь и рядом распространен так называемый атеистический гуманизм, который исповедует немалое число родителей, воспитывающих своих детей. Его можно сравнить с замком на песке, потому что духовным фундаментом в данном случае люди пренебрегают. Дунул ветер, и замок... Дети слышат запреты и увещевания, но им до конца не понятно, почему нельзя обманывать или брать чужое, почему необходимо слушаться родителей и многое другое. О Боге и о грехе деткам не рассказывают. В школе, армии, техникуме или институте от этого гуманизма остается все меньше и меньше. "Совесть без Бога есть ужас", - писал Ф. М. Достоевский. Душа, не очищенная покаянием, становится плохим советчиком. Верить ей опасно. Вывод таков: воспитание детей в духе подлинного благочестия невозможно без веры, без Господа Иисуса Христа. Только от благодати Божией душа человека очищается. просвещается и вразумляется.

Психосоматика

Термин "психосоматика" впервые употребил R. Heinroth в 1818 году, и вот уже более ста пятидесяти лет психосоматическое направление в медицине представляет собой арену жаркой полемики. В основе идеи психосоматозов положено утверждение, что в происхождении ряда соматических заболеваний лидирующее место принадлежит психоэмоциональным факторам. Таким образом, психосоматическая патология - это своеобразный соматический резонанс психических процессов. К числу так называемых истинных психосоматозов относятся: ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь 12-перстной кишки, язвенный колит, нейродермит, неспецифический хронический полиартрит.

Остановимся подробнее на ишемической болезни сердца (ИБС). Возникновение и течение ИБС - это итог комплекса патогенных факторов. Роль одних (артериальная гапертензия, гиперхолестеринемия, курение, сахарный диабет) показана в научных исследованиях достаточно убедительно. Роль других - психологических, психосоциальных также установлена и отражена в работах последних 20-25 лет. Учеными были проведены параллели между "инфарктным" характером и возникновением ишемической болезни сердца. Итог этих исследований книга М. Фридмана и Р. Розенмана "Поведение типа А и ваше сердце" и ряд последующих публикаций. Черты характера, отнесенные к типу А (от англ. амбициозность) таковы: внутреннее напряжение, нетерпимость, стремление к постоянному лидерству, компульсивность, эмоциональная неустойчивость. "Плачет мозг, а слезы в сердце" - так образно говорил известный ученый Р.А. Лурия. Но только ли мозг плачет? И что лежит в основе "болезненного" поведения типа А? Прежде всего грех, совершенный в глубине человеческого духа, который возбуждает страсти, влияет на характер, лишает душевного покоя. "Исходящее из человека оскверняет человека; ибо извнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство: все это зло извнутри исходит и оскверняет человека" (Мк. 7, 20-23).

Следовательно, происхождение психосоматической болезни можно эскизно представить как процесс соматизации греха: грех - характер - болезнь (в случае ИБС - приступы загрудинных болей и атеросклеротическая облитерация коронарного русла). Установлено, что возникновение бронхиальной астмы связано с наличием в характере выраженных черт напористости, нетерпимости. Заболевания щитовидной железы могут быть инициированы неумеренностью. При облитерирующем эндартериите обнаруживают боязливость.