Православие и современность. Электронная библиотека.-Д.А. Авдеев-Православная психиатрия-Благословение Храма во имя преп.

На следующей неделе я вновь обратил внимание на эту девочку, а затем видел ее на службах постоянно. Младеницу (ей было года 3-4) всегда причащали святых Христовых Тайн. С переездом в другой город, связанным со служебными обстоятельствами, я потерял из виду свою "пациентку". И вот как-то летом, четыре года спустя, я увидел ее вновь. Малютка возвращалась с мамой с вечернего богослужения. Лицо ее было милым, улыбчивым, красивым! Под светленькой косыночкой красовались два белоснежных банта. Узнать в ней "обреченного инвалида" было невозможно. Разглядеть следы заболевания смог бы только опытный специалист. Храни тебя Господь, милое дитятко!

Воспользуюсь очень ярким примером, который описан в небольшой книжечке с названием "Когда болеют дети". Ее автор врач и священник О.Алексий Грачев. "Два с половиной года назад ко мне на исповедь пришла больная девочка лет двенадцати из детского дома. Она не могла связать двух слов, крутилась, как волчок, ее ненормальный взгляд, постоянные гримасы, весь вид ее говорил о "неполноценности". И вот она стала исповедоваться и причащаться каждое воскресенье.

Через год у нее появилась потребность откровения помыслов (кто молится и часто исповедуется, тот знает, что это такое). Девочка стала вести такую внимательную духовную жизнь, о которой не подозревают даже те люди, которые считают себя глубоко верующими и церковными. Она стала молиться Иисусовой молитвой ("Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную"), бороться с прилогами, прощать обиды, терпеть все. В течение нескольких месяцев она научилась читать и писать, прошли все признаки дебильности, на лице изобразилась печать духовности. Во всем, что она говорила и делала, было чувство и рассуждение..." Подобные примеры не единичны, их множество...

Пьянство - тяжкий грех

Миллионы людей в нашей стране, да и во всем мире, страдают пристрастием к спиртному, принося столько бед себе и ближним. Действительно, алкоголизм - страшное зло, которое "пожирает" и женщин, и престарелых людей, и даже детей. Поначалу те, кто пристрастился к выпивкам, еще могут остановиться, удержаться от соблазна, сказать себе: "Нет". Но со временем это сделать бывает все сложнее и сложнее, в конечном итоге развивается болезнь, разрушающая плоть и душу человека.

Поговорим о лечении этой болезни. Что предпринимают медики для помощи лицам, страдающим недугом пьянства? Общепринято использование всевозможных дезинтоксикационных растворов; психотропных средств; препаратов, вызывающих отвращение к алкоголю посредством выработки отрицательного условного рефлекса; общеукрепляющих средств и витаминов, а также многое другое. Это то, что касается тела.

Квалифицированный психолог или психотерапевт пытается вскрыть глубинные психологические корни возникновения пьянства, анализирует характерологические особенности человека, его семью и социально-бытовые условия. Затем специалист дает советы и рекомендации, обучает бороться со стрессами, преодолевать конфликты и т.д. В ряде случаев проводятся различные психокоррекционные процедуры, эффект от которых тем выше, чем ярче осознанное желание самого человека освободиться от этого бремени и вернуться к полноценной жизни. Таким образом, психотерапевт становится как бы попутчиком и помощником пациента на этом сложном пути, который он непременно преодолевает сам.

Однако надо иметь в виду и постоянно помнить, что святая Православная Церковь считает пьянство тяжким грехом. Посему убеждения и медикаменты не всесильны, Для преодоления недуга нужно искреннее покаяние пред Богом в таинстве исповеди, мольба ко Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим.

Злостное пьянство может быть следствием влияния злых духов на человека. Господь наш Иисус Христос пришествием своим не уничтожил совершенно власть дьявола, а только ослабил его влияние на людей и дал нам средства отражать дьявольские козни Этими душеспасительными средствами являются вера, призыв имени Христа Спаси теля, молитва, пост, смирение и, конечно же, святые таинства покаяния и причащения. "Противостаньте диаволу, и убежит от вас", - говорит апостол Иаков.

Если в сердце больного алкоголизмом есть 1 место вере Христовой, то следует напоминать ему о том, что он опутан узами греха. Нужно знакомить его с началами православия, приводить примеры исцелений, которые Господь дарует раскаявшемуся грешнику. Обо всем этом надлежит говорить православному врачу и смиренно призывать Господа на помощь в исцелении страждущих. Хочу поделиться примером из недавнего прошлого. Один хорошо мне знакомый человек длительное время злоупотреблял спиртным. Пил, не задумываясь о последствиях. Как-то вдруг и сразу он неожиданно понял, что погибает. Он слезно помолился ко Пресвятой Богородице и с того дня больше не притрагивался к водке. Пришел к глубокой вере.

Стал ходить в храм, привел в него своих детей. Даже внешне этот человек преобразился и сделался благообразнее. Слава Богу! Если родственники больного верующие люди, то они должны усердно молиться за него дома и в храме, позаботиться об освящении жилища (если оно не освящено). Надо убеждать заблудшего постоянно носить нательный крест, читать молитвы, пить натощак крещенскую воду. Только верой и тер пением, только через покаяние и милость Божию можно исцелиться по-настоящему. Другого пути нет.

Не могу не остановиться на одном методе лечения алкогольной зависимости, который приобрел очень широкую популярность в последние годы. Называется он кратко и таинственно - "кодирование". Основа метода, как утверждают его адепты, введение смыслового "кода" в сознание пациента после предварительной рассудочной психотерапевтической беседы. Кодирование происходит на разные сроки, которые определяются пациентом (от одного года до полного отказа от употребления алкоголя на последующую жизнь). Эффективность метода, по данным, опубликованным в печати, достигает 96%. В дополнение лишь скажу, что сеанс лечения длится 30-40 минут, и одновременно кодирование (оно иногда происходит в кинотеатрах, дворцах спорта) могут проходить сотни людей.

Я противник такого лечения алкоголизма и каюсь в том, что применял нечто подобное в своей практике. Приведу аргументы: