St. Cyril of Jerusalem

33. Так научают нас Богодухновенные Писания Ветхого и Нового Завета. Ибо обоих Заветов един есть Бог, Который явившегося в Новом Завете Христа предвозвещал в Ветхом, Который руководил ко Христу через Закон и Пророков. Прежде бо пришествия веры, под законом стрегоми бехом; и закон пестун нам бысть во Христа (Гал. 3, 23–24). И если когда услышишь, что кто-либо из еретиков хулит закон, или Пророков, то скажи ему вопреки эти спасительные слова: не пришел Иисус разорити закон, но исполнити (Мф. 5, 17). Внимательно испытай в Церкви, какие книги Ветхого Завета и какие Нового, а книг, которых Богодухновенность сокрыта, совсем не читай. Ибо не узнав того, что все исповедуют, к чему напрасно мучиться над тем, что сомнительно? Читай Божественные Писания, двадцать две книги Ветхого Завета, переведенные семидесятью двумя толковниками.

34. По смерти Александра, Царя Македонского, и по разделении царства его на четыре державы, Вавилонскую, Македонскую, Азийскую и Египетскую, один из царей Египетских, Птоломей Филадельф, царь весьма приверженный к наукам, отовсюду собирая книги, когда услышал от Димитрия Фалерейского, начальника книгохранилища, о Божественных Писаниях Закона и Пророков, то, считая гораздо лучшим приобрести эти книги не принуждением против воли владетелей, но склонением их на свою сторону посредством даров и дружбы (знал он, что вынужденное, большей частью без свободного произволения отдаваемое, бывает обманчиво, а то, что отдается по воле, всегда бывает верно), послал к Елеазару, тогдашнему Архиерею, богатые дары в здешний Иерусалимский храм и испросил у него для перевода по шести человек от всех двенадцати колен Израильских. Потом, как для испытания, Божественные ли были книги, так и для той предосторожности, чтобы присланные переводчики не сносились друг с другом, каждому из них назначив особый дом в так называемой Фаре, находящейся близ Александрии, и велел каждому переводить все писания. Когда же они в течение семидесяти двух дней кончили дело, то он, сличив переводы, над которыми трудились все в разных домах, не сходившись друг с другом, нашел, что они согласны были не только в мыслях, но и в словах. Ибо не от изобретения красот и мудрований человеческих зависело дело, но как Божественные Писания возвещены были Святым Духом, так и переложение их совершено было при содействии Духа Святого.

35. Читай переведенные ими двадцать две книги, а тех, которых Богодухновенность сокрыта, совсем не касайся. Теми одними прилежно занимайся, которые мы безопасно читаем и в Церкви. Гораздо разумнее тебя были Апостолы и древние Епископы, предстоятели Церкви; они предали эти книги. А ты, будучи сыном Церкви, не изменяй законов ее. Из Ветхого Завета двадцатью двумя книгами, как сказано, занимайся, и если ты хочешь научиться, то старайся с моих слов запомнить их поименно. Первые пять книг суть книги Моисеевы, известные под именем закона, книги Бытия, Исхода, Левит, Числ, Второзакония, потом Иисус сын Навин, далее книга Судей, с книгою Руфи, которые седьмой считаются; из остальных Исторических книг первая и вторая книги Царств у евреев одну книгу составляют, одну также третья и четвертая, таким же образом первая и вторая книга Паралипоменон у них есть одна книга, и Ездры первая и вторая за одну считаются книгу. Двенадцатая книга Есфирь. Это — книги Исторические. Пять книг стихами написанных: Иов, Псалмы, Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней, которая будет уже книга семнадцатая. Кроме того пять книг Пророческих. Одна двенадцати Пророков, одна Исаии, одна Иеремии вместе с Варухом, с Плачем и Посланием, потом одна Иезекииля и наконец Даниила — двадцать вторая книга Ветхого Завета.

36. Нового же Завета книги: четыре Евангелия, а прочие Евангелия есть подложные и вредные. И манихеи написали Евангелие от Фомы, которое быв намащено благовонием Евангельского наименования, развращает души простых людей. За Богодухновенные также принимай и Деяния двенадцати Апостолов; сверх того семь посланий Соборных, Иакова, Петра, Иоанна и Иуды; а запечатление всего и последнее дело для учеников четырнадцать посланий Павловых; а прочие писания все да будут вне сих и должны считаться второстепенными. Ничего того, что не читается в Церквах, сам по себе не читай и ты, как то уже ты слышал. Но о сем довольно.

37. Бегай всякого действия диавольского и не повинуйся этому дракону, отступнику, самопроизвольно изменившему доброе существо свое. Он может покорить себе того, кто хочет, а принудить к тому не может никого. Не внимай ни учению звездочетов, ни птицегаданию, ни предзнаменованиям, ни баснословным Еллинским прорицаниям; даже не слушай о чародеяниях и волшебных наговорах и беззаконнейших делах, совершаемых при вызывании мертвых. Презри всякий род невоздержания, не угождай чреву, не люби удовольствий. Будь выше страсти сребролюбия и лихоимства. Не входи в языческие собрания на зрелища, и в болезнях никогда не употребляй волшебных наговоров. Совершенно отвращайся непотребства корчемников; не уклоняйся ни к самаритянству, ни к жидовству, ибо Иисус Христос искупил уже тебя. Оставь всякое наблюдение суббот, а особенно гнушайся всяким собранием законопреступных еретиков; всемерно укрепляй душу твою, храня посты, подавая милостыни и читая Божественные Писания, чтобы после того, как ты в целомудрии при благочестивых догматах веры проживешь во плоти остальное время, насладиться единым спасительным даром Крещения, и таким образом быть сопричисленным Отцом и Богом к небесным воинствам, и удостоиться небесных венцов во Христе Иисусе, Господе нашем. Слава Ему во веки веков. Аминь.

Огласительное поучение пятое

К готовящимся во Иерусалиме ко просвещению, сказанное без приготовления, о вере,  на слова из послания к Евреям: есть же вера, уповаемых извещение и проч. (Евр. 11, 1).

1. Какое достоинство дарует вам Господь, переводя вас из состояния оглашенных в состояние верных, Апостол Павел на сей раз говорит: Верен Бог, Имже звани бысте во общение Сына Его Иисуса Христа (1 Кор. 1, 9). Если и Бог называется верным, и ты получаешь то же наименование; то получаешь великое достоинство. Ибо как называется Бог благим, правосудным, Вседержителем и Творцом всего, так называется и верным. Рассуди же, на какую степень достоинства взойдешь ты, став участником в наименовании Божием.

2. Итак, постарайтесь теперь найти между вами мужа верного по совести, ибо мужа верна велико дело обрести (Прит. 20, 6). Не предо мной надобно тебе открыть свою совесть (ибо будешь судим не человеческим судом), но чистоту своей веры ты должен показать Богу, испытующему утробы и сердца и знающему помыслы человеческие — муж верный есть нечто великое, он богаче всякого богача: Верному весь мир богатство (Притч. 17, 6), которое презирает он и попирает. Те, которые богатеют благами видимыми и много приобрели их, бедны по душе. Ибо чем больше собирают, тем большим мучатся желанием благ, которых они не имеют. А муж верный, что особенно удивительно, и в бедности богат. Ибо зная, что нужна для него одна только одежда и пища, и сим довольствуясь (1 Тим. 6, 8), он презирает богатство.

3. Да и не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верой: верой брачные законы соединяют лица, отдаленные одно от другого, и человек чужой посредством веры, которая бывает в брачных союзах, делается участником во владении чужими рабами и богатством. На вере утверждается и земледелие, ибо кто не верит тому, что соберет выросшие плоды, тот не станет сносить трудов. Верой водятся мореплаватели, когда вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии — земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря. Итак, весьма многие дела человеческие основаны на вере, и этому не одни мы верим, но верят и находящиеся вне Церкви, как сказал я выше. Они хоть не принимают Священного Писания, а руководствуются своими какими-либо учениями, впрочем и их принимают верой.

4. К истинной вере призывает вас и бывшее ныне чтение, показавшее вам способ, как надобно вам благоугодить Богу. Ибо говорить Апостол, что без веры не возможно угодити Богу (Евр. 11, 6). Ибо согласится ли человек служить Богу, если не верить тому, что Он воздаст ему за сие? Станет ли хранить девство отроковица, или жить целомудренно юноша, если не верит, что чистота венчается венцом неувядаемым? Вера есть око, озаряющее всякую совесть, она сообщает человеку ведение. Ибо говорить Пророк: аще не уверите, не имате разумети (Ис. 7, 9). Вера заграждает уста львов, как случилось это с Даниилом. Писание говорить о нем: изведен бысть Даниил из рва, и ни единаго вреда не обретеся на нем, яко верова в Бога своего (Дан. 6, 23). Есть ли что ужаснее диавола? А против него никакого другого не имеем мы орудия, кроме веры, сего невещественного щита против врага невидимого. Ибо он метает различные стрелы и во тьме поражает тех, которые не бодрствуют. И против того, что враг наш есть враг невидимый, имеем мы крепкую защиту — веру, по словам Апостола: над всеми восприемше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разженныя угасити (Еф. 6, 16). Часто пускает диавол разжженную стрелу похоти к постыдному удовольствию, но вера, произнесши суд и прохладивши мысль, угашает стрелу.

5. Много можно говорить о вере, так что целого дня не достанет нам для рассуждения о ней. Удовольствуемся еще одним ветхозаветным примером Авраама, так как мы и сынами его посредством веры соделались, он не делами только оправдался, но и верою. Много, правда, он и сделал, однако же не прежде назван другом Божиим, чем когда уверовал, да и всякое дело его совершено верою. По вере он оставил своих родителей. По вере оставил и отечество, и страну, и дом. Поэтому, как он оправдался, так и ты старайся оправдаться. Уже мертвое имел он для деторождения тело, поскольку и сам был стар, и жена его Сарра была стара, и не оставалось никакой надежды к деторождению. Бог обещает старцу даровать сына. И не изнемог Авраам верою; видел он, что тело его уже мертво, впрочем, не на слабость тела смотрел, но на силу обещающего, и нenщeвa верна oбеmoвaвшаго (Евр. 11, 11), от тел как бы мертвых чудесным образом приобрел сына. После того как приобрел его, когда повелено было ему принести сына в жертву, то он хотя и слышал слова: во Исааце наречется ти семя (Быт. 21, 12) однако же принес было сына своего единородного Богу, в той уверенности, что Бог силен и из мертвых воскресити его (Евр. 11, 19). Связавши сына и возложивши на дрова, своим произволением принес уже его в жертву, но по благости Бога, Который вместо чада дал ему агнца, опять получил живым сына. Будучи верным и в других случаях, Авраам запечатлен был, как человек праведный, и принял обрезание в запечатление веры, сущей в необрезании (Рим. 4, 11) и обетование, что он будет отцом многих народов.

6. Почему же Авраам есть отец многих народов, рассмотрим. Иудеев бесспорно он отец по плотскому преемству. Если же мы будем смотреть на плотское преемство, то принуждены будем изречение Божие признать ложным. Ибо он по плоти никак не отец всем нам, но образ его веры соделывает нас сынами Авраама. Как невероятно для людей то, чтобы кто-нибудь восстал из мертвых, так таким же образом невероятно для них и то, чтобы от старцев умерщвленных родились дети. Но мы верим, когда проповедуют о Христе, что Он распят на древе, умер и воскрес. Итак, по подобию веры нашей вере Авраамовой, мы делаемся сынами его, и тогда с верою принимаем мы подобно ему духовное запечатление, будучи обрезываемы Святым Духом в Крещении не обрезанием плоти, но обрезанием сердца, как говорить Иеремия: обрежите Богу жестосердие ваше (Иep. 4, 4) и как говорить Апостол: во обрезании Христове, спогребшеся Ему крещением и проч. (Кол. 2, 11–12).

7. Если мы сохраним такую веру, то невинны будем пред Богом и украсим себя всеми родами добродетелей. Ибо вера столь сильна, что сообщает людям легкость ходить и по морю. Петр был подобный нам человек, имевший плоть и кровь, и питался пищей, подобной нашей, но когда сказал ему Иисус: прииди (Мф. 14, 20), то он с верой пошел по водам; вера была на воде для него надежнее всякого твердого пути, и тяжесть телесная поднимаема была легкостью веры. Пока веровал он, безопасно шел по воде. Когда же усомнился, тогда начал утопать. Ибо, как мало-помалу начала ослабевать вера, отягчалось и тело. Узнав сей недуг, Врач недугов душевных сказал: маловере! почто усумнелся ecu (Мф. 14, 31)? Петр быв подкреплен Иисусом Христом, взявшим его за руку, после того как опять уверовал, при руководстве Господа опять таким же образом пошел по воде. Об этом тут же упоминает Евангелие так: влезшим им в корабль; не сказано, что Петр, переплыв, взошел, но дается знать что он, какое расстояние прошел до Иисуса, такое же и на возвратном пути пройдя, взошел на судно.