St. Cyril of Jerusalem

27. Манес убегает из темницы и приходить в Месопотамию, но встречает его с оружием правды Епископ Архелай. Обличив его при судьях, выбранных из философов, сделал собрание слушателей из Эллинов, чтобы судьи из христиан не показались судьями снисходительными. Скажи, говорит Архелай к Манесу, что ты проповедуешь? А он, имея уста, как гроб отверстый, начал речь сперва с хулы Творца всех вещей, говоря: Бог Ветхого Завета есть изобретатель зла. Он говорит Сам о Себе: Аз есмь огнь потребляяй (Втор. 4, 24). Но мудрый Архелай опроверг хулу сими словами. Если Бог Ветхого Завета, по словам твоим, называет себя огнем, то чей Сын Тот, Который говорить о Себе: огня приидох воврещи на землю (Лк. 12, 49)? Если ты порицаешь Говорящего: Господь мертвит, и живить (1 Цар. 2, 6), то зачем почитаешь Петра, воскресившего Тавифу, и Сапфиру умертвившего? Если ты порицаешь Его потому, что Он приготовил огнь, то почему не порицаешь Того, Который говорит: идите от Мене проклятии во огнь вечный (Мф. 25, 41)? Если порицаешь Говорящего: Аз Бог творяй мир, и зиждяй злая (Ис. 45, 7), то изъясни, почему говорить Иисус: не приидох воврещи мир, но меч (Мф. 10, 34). Итак, когда тот и другой говорить одно и то же, то должно избрать кого-нибудь из Двух; или тот и другой добры, так как говорят согласно, или, если недостоин порицания Иисус за слова Свои, то почему злословишь Того, Который то же говорит в Ветхом Завете?

28. Потом Манес говорить ему: какой Бог ослепляет? А Павел говорит: в них же Бог века сего ослепи разумы неверных, во еже не возсияти свету, благовествования (2 Кор. 4, 4). Архелай хорошо опровергнул, сказав, прочти предыдущее: аще ли есть покровено благовествование наше, в гибнущих покровено (2 Кор. 4, 3). Видишь ли, что оно сокрыто только для погибающих? Ибо не должно давать Святая псом (Мф. 7, 6). Потом, неужели один только Бог Ветхого Завета ослепил разумы неверных? А Иисус Сам не сказал ли: сего ради в притчах глаголю им, да видяще не видят (Мф. 13, 13)? Из ненависти ли к ним хотел Он, чтобы они не видели, или по причине их недостоинства, потому что очи свои смежиша? (Мф. 13, 15) Ибо где самопроизвольное зло, там нет и благодати. Имущему бо дано будет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет (Мф. 25, 20).

29. Можно, как некоторые объясняют (изъяснение впрочем не худое), и то сказать: если и ослепил разумы неверных, то с благою целью ослепил, чтобы они обратились к делам святым. Ибо он не сказал: ослепил их души, но разумы неверных. Сказанное же вот что значит: ослепи злые помыслы прелюбодея, и человек спасен. Ослепи помысл разбойника на грабительство и разбои, и человек спасен. Но ты не хочешь таким образом понимать. Есть и другое изъяснение. Ослепляет и солнце людей, имеющих тупое зрение, и больные глазами ослепляются, быв поражены светом, не потому, чтобы солнцу свойственно было ослеплять, но потому, что очи не видят по состоянию своему. Так и недугующие сердечным неверием не могут созерцать лучей Божества. Не сказал он: ослепил разумы для того, чтобы не слышать Евангелия, но во еже не возсияти свету благовествования славы Господа нашего Иисуса Христа. Ибо слышать благовествование всем позволено, но слава благовествования предоставлена одним искренним Служителям Христовым. Тем, которые не могли слушать, Господь говорил в притчах, а ученикам наедине изъяснял притчи. Сияние славы для просвещенных есть ослепление для неверных. Сии тайны Церковь открывает ныне поступающему из оглашенных; нет обыкновения открывать их язычникам. Ибо мы не открываем язычнику тайн об Отце и Сыне и Святом Духе. Даже и пред оглашенными не говорим открыто о тайнах, но о многом большей частью говорим прикровенно, чтобы верные, знающие сие, размышляли, а незнающие не получили вреда.

30. Сими и другими многими словами отражаем был змей. Таким образом, препираясь, побеждал Архелай Манеса. Убежавший из темницы бежит опять и отсюда, бежав от противоборца, приходит в незнатную весь, по примеру змия, который в раю оставив Адама, приступил к Еве. Но добрый Пастырь Архелай, заботящийся об овцах, когда услышал о бегстве, тотчас погнавшись за волком, спешил найти его. А Манес, увидев нечаянно противника своего, скрылся и убежал; убежал в последний раз. Ибо воины царя персидского, которые везде искали его, схватили беглеца. И тот суд, который он должен был принять пред Архелаем, приносят ему царские воины. Берут Манеса, которому покланяются ученики его, берут и ведут к царю. Царь укорил его в обмане и в побеге, осмеял рабское положение его, отмстил за смерть отрока, обвинил и в смерти стражей. По персидскому закону повелевает с Манеса снять кожу, оставшееся тело отдать на съедение зверям, а вместилище мерзких мыслей, кожа, на подобие мешка, повешена была пред воротами, потому что, называя себя утешителем и объявляя о себе, что он знает и будущее, не узнал о своем бегстве, и о том, что он будет пойман.

31. У Манеса были три ученика, Фома, Вадда и Ерма. Никто не читай Евангелие от Фомы, ибо оно не есть Писание одного из двенадцати Апостолов, но одного из трех злых учеников Манесовых. Никто не сообщайся с душегубцами Манихеями, которые выдают себя за строгих постников, употребляя с плевою приготовленную воду, которые порицают Творца снедей, а лучшие снеди пожирают, которые учат тому, что исторгающий траву сам в нее превращается. Если вырывающий травы или что-либо из зелий, в то сам обращается, то земледельцы и садоводы в какие виды должны будут обратиться? Столько деревьев посек садовник, как мы видим, в которое же из них обращается он? Смешное поистине учение, достойное осуждения и срамное! Один и тот же человек, будучи пастырем овец, и овцу заклал в жертву, и волка убил. Во что же он должен превратиться? Многие из людей ловили птиц и рыб. В которых же из них превратиться должны?

32. Пусть отвечают на сие чада праздности Манихеи, сами не трудящиеся и поедающие приготовляемое трудящимися. Приносящих им снеди принимают они с веселым видом, и вместо благословений проклинают их. Ибо когда какой-либо неразумный человек принесет что-нибудь им, то говорит (Манихей), немного за дверьми постой, и я благословлю тебя, потом, взявши в руки хлеб (как признались в том обратившиеся из них) говорит Манихей хлебу: я тебя не сотворил, и произносит проклятие на Высочайшего, и клянет Сотворившего, и таким образом ест сотворенное. Если ненавидишь снеди, то зачем с веселым видом смотришь на принесшего их? Если благодаришь принесшего, то на что произносишь хулу на Бога, Который сотворил и уготовал снеди? Потом говорит: я тебя не сеял, пусть будет посеян тот, кто тебя сеял. Я тебя не жал серпом, пусть будет пожат тот, кто жал тебя. Я на огне не пек тебя, пусть испечен будет тот, кто пек тебя. Хорошее воздаяние благодарности!

33. Велики и сии злодеяния, но еще неважны в сравнении с другими. При мужах и женщинах я не смею говорить о крещении их; не смею говорить, во что обмокают они смокву, и дают жалким людям. Надобно объяснить сие только намеками. Мужи пусть представят то, что случается с ними в сновидениях, а женщины то, что бывает при месячных очищениях. Скверним, поистине, уста, говоря сие. Более ли достойны презрены эллины? Безбожнее ли их самаряне? Иудеи нечестивее ли их? Любодеи сквернее ли их? Соблудивший в один час совершает дело похоти, а осквернившись осуждает поступок свой, и хочет омыть себя, и сознает гнусность поступка. А Манихей полагает скверну сию на средину почитаемого им жертвенника, и оскверняет и язык, и уста, и из таких-то уст принимаешь ты, человек, учение? С таким то человеком встретившись, обнимаешь его и целуешь? Кроме прочего нечестия их, не должен ли ты убегать скверны, убегать людей, которые хуже самых распутных, гнуснее всякой общенародной любодеицы?

34. О сем возвещает тебе Церковь, и научает; и скверн касается она, чтобы тебе не оскверниться. Говорит о язвах, чтобы ты не был уязвлен. Для тебя довольно только знать это, а узнать на опыте берегись. Бог гремит, мы все содрогаемся, а они богохульствуют. Бог посылает молнию, мы все падаем на землю, а они языком своим злословят небеса. Иисус говорить об Отце Своем, что Он солнце свое сияет на злыя и благия, и дождить на праведныя и неправедныя (Мф. 5, 45). А они говорят, что дожди бывают от любовного неистовства; они дерзают говорить, что на небе есть какая-то красивая девица, и красивый юноша, и что они в то же время, как верблюды, или волки, имеют постыдное совокупление, что в зимнее время юноша с неистовством набегает на девицу, говорят, что она убегает от него, а он гонится за нею, и от того потеет, а из пота его бывают дожди. Это написано в книгах Манихейских, это мы читали, не доверяя тому, что говорят они. Ибо для предостережения вас мы любопытствовали о пагубном их учении.

35. Но да избавит нас Господь от такового заблуждения, да возбудит в вас вражду против змия, чтобы, как они стерегут пяту вашу, так и вам попрать главу их. Помните сказанное: какое согласие у тебя с ними? Что общего у света со тьмою (2 Кор. 6, 14). Что имеют общего чистота Церкви и скверна Манихейская? Здесь порядок, здесь благочиние, здесь святость, здесь непорочность, здесь осуждается даже воззрение на жену (Мф. 5, 28) для похоти, здесь брак чист, здесь постоянное воздержание, здесь девство в равноангельском достоинстве, здесь вкушают пищу с благодарением, здесь благоговение к Творцу всего, здесь покланяются Отцу Христа, здесь учат страху и трепету пред тем, Который изливает дождь, здесь воссылаем славословия Гремящему, и молнию Посылающему.

36. Присоединись к овцам, убегай волков, от Церкви не отлучайся, отвращайся даже тех, которые некогда подозреваемы были в сем. И если не узнаешь, что они долгое время раскаиваются, то скоро не вверяй себя им. Предана тебе истина о единовластительстве Божием, распознавай, как травы, учение. Будь искусным купцом, добрая держи, от всякаго вида злаго отгребайся (1 Сол. 5, 21–22). А если некогда и было в тебе зло это, то, сознавши заблуждение, отвращайся его. Ибо тогда вступишь на путь спасения, если изблюешь блевотину, и если сердечно возненавидишь ее, если отречешься от них не устами только, но и душою, если покланяться будешь Отцу Христа, — Богу закона и Пророков, если познаешь, что Благий и Правосудный есть Един и Тот же Бог, Который всех вас да хранит, соблюдая свободными от заблуждений, и соблазнов, и твердыми в вере, во Христе Иисусе Господе нашем; слава Ему во веки веков. Аминь.

[1] Так назывались поклонявшиеся солнцу.

Огласительное поучение седьмое

К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, сказанное без приготовления, на слова из послания к Ефесянам: Сего ради преклоняю колена моя ко Отцу, и проч. (Еф. 3, 14).