St. Cyril of Jerusalem

21. Итак, имея пророчества, да пребудем в вере. Пусть падают падающие от неверия, поскольку хотят того; а ты стой на камне веры, касательно Воскресения, чтобы какой-нибудь еретик не склонил тебя бесславить Воскресение. Ибо Манихеи доселе говорят, что воскресение Спасителя было в призраке, а не истинное, не внимая Павлу, который написал: бывшем от семене Давидова по плоти (Рим. 1, 3); и который тут же говорит: из воскресения от мертвых Иucуса Христа Господа нашею (4). И в другом меcте, обращаясь к ним, говорит: да не речеши в сердцы твоем и проч. кто снидет в бездну, сиречь Христа от мертвых возвести (Рим. 10, 7)? Подобным образом дляутверждения негде написал: Поминай Иисуса Христа воставшаго из мертвых (2 Тим. 2, 8). И опять: аще Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща и вера ваша. Обретаемся и лжесведетеле Божии, яко послушествовахом на Бога, яко воскреси Христа, Егоже не воскреси (1 Кор. 15, 14, 15). Но потом говорит: ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть (20); и явися Кифе, , таже единонадесятим (5). Если не веришь одному свидетелю, имеешь двенадцать свидетелей. Потом явися 6олее пяти сот братиям единою (6). Если двенадцати не верят, то пусть примут свидетельство пяти сот. Потом же явися Иакову (1 Кор. 15, 7), брату своему, первому Епископу паствы сея. Итак, если сей Епископ видел воскресшего Христа Иисуса в первом Его образе: то ты ученик Оного не должен быть в нeвеpии. Но скажешь, что Иаков, будучи братом, по приязни засвидетельствовал: последи же и мне явися (8), Павлу, врагу Его. А какое свидетельство, врагом возвещаемое, бывает сомнительно? Быв прежде гонителем, ныне я благовествую воскресение.

22. Много свидетелей о воскресении Спасителя: ночь и свет полной луны (ибо шестнадцатая то была ночь); камень гробный вместивший Его, —и камень противостанет в лицо иудеям, ибо он видел Господа. И камень отваленный, который и доселе лежит, будет свидетельствовать о воскресении. Ангелы Божии, находившиеся тут, засвидетельствовали о воскресении Единородного. Петр и Иоанн, и Фома, и все прочие Апостолы, из которых одни, притекшие ко гробу, видели погребальные пелены, которыми Он прежде был обвит, лежащими там после воскресения, а другие осязали руки и ноги Его, и видели раны от гвоздей; все же вместе принявшие Спасительное дуновениe, и удостоившиеся власти прощать грехи силою Духа Святого: жены державшиеся за ноги, и зревшие сильное землетрясение и свет находившегося тут Ангела: те пелены, которыми Он обвит был, и которые воскресши оставил: воины, и сребро данное им; самое место и теперь видимое, и сей Святой церкви дом, воздвигнутый Христолюбивою ревностью блаженной памяти Царя Константина, и так, как ты видишь, украшенный: (все cиe свидетельствует).

23. Свидетельствует о воскресении Иисуса и Тавифа, воскрешенная из мертвых именем Его. Как же не верить воскресению Христа, когда даже имя Его воскрешало мертвых? О воскресении Иисуса и море свидетельствует, как ты прежде слышал: свидетельствует и ловля рыбы, и уголье лежащее, и рыба положенная на оное. Свидетельствует и Петр, прежде три раза отрекшийся от Него, и потом три раза исповедавший Его, и принявши повеление пасти духовных овец. Доныне, стоит Елеон, как бы доселе показывающий очам верных восшедшего на облаке, и небесные врата, в кои вшел Он. Ибо в Вифлеем Он сошел с небес; а с горы Елеонской вознесся на небеса. Там начал подвиги Свои; а здесь увенчан за подвиги. Итак, ты много имеешь свидетелей. Имеешь свидетелем cиe место Воскресения, и место Вознесения, лежащее от нас на восток. Имеешь свидетелями там свидетельствовавших Ангелов и то облако, на котором Он вознесся, и учеников, сошедших оттуда.

24. Порядок учения веры требовал, чтобы я сказал и о Вознесении: но Благодать Божия устроила, что ты по смотрению сей Божественной благодати, весьма довольно, сколько позволяет немощь наша, слышал о том вчерашний день Воскресения Господня, в собрании при предлагаемом по порядку чтении, которое содержит в себе все о Вознесении Спасителя на небеса. Предложенное тогда хотя говорено было для всех, и вместе для собравшихся во множестве верующих; однако же особенно относится к тебе, (готовящийся к просвещению)! Но спрашивается, вникнул ли ты в сказанное? Знаешь, что порядок Символа веры научает тебя веровать в воскресщаго в третий день: и восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. Хотя я и думаю, что ты помнишь мое изъяснение: впрочем и теперь мимоходом напомню тебе о сказанном. Вспомни то, что ясно написано во Псалмах: взыде Бог в воскликновении (Пс. 46, 6, ); вспомни, что говорили друг другу и Божественные Силы: возмите врата князи ваша и проч. (Пс. 23, 7), вспомни и слова Псалма: восшел ecu на высоту, пленил ecu плен (Еф. 4, 8); вспомни и слова Пророка: сотворяяй на небо восход свой (Ам. 9, 6), и все прочее, что вчера было сказано против прекословящих иудеев.

25. Так как они вознесению Спасителя прекословят, как будто чему невозможному; то вспомни сказанное о перенесении Аввакума. Ибо если Аввакум перенесен Ангелом, быв взят за волосы головы своей: тем паче Владыка и Пророков и Ангелов, вознесшийся на облаке с горы Елеонской, мог собственною силою взойти на небеса. Вспомни и о подобных сим чудесах: но преимущество предоставляй творящему чудеса Владыке. Ибо те были носимы, а сей носить все. Вспомни о том, что Енох преложися (Быт. 5, 24), но Иисус вознесся. Вспомни то, что вчера сказано было об Илии: Илия подъят был на колеснице огненной; Христова же колесница есть тмами тем, тысяща гобзующих (Пс. 67, 18). Илия подъят был к восточной стороне Иордана, а Христос вознесся к восточной стороне потока Кедрского; тот аки на небо (4 Цар. 2, 11), а Иисус прямо на небо; тот сказал: даны будут ученику сугубые даре Духом Святым, а Христос в таком обилии даровал ученикам благодать Святого Духа, что они не только сами в себе имели Его, но сообщали и верующим чрез возложение рук своих.

26. Когда таким образом будем сражаться с иудеями, когда победим их, приводя подобные примеры: тогда обратись к превосходству славы Спасителя, потому что они рабы, а сей Сын Божий. Превосходство cиe ты вспомнишь и тогда, когда помыслишь, что Павел, Христов раб, восхищен быcть до третияго небесе (2 Кор. 12, 2). Ибо если Илия достиг только до первого неба, а Павел до третьего; то конечно сей удостоен большей чести. Не стыдись своих Апостолов. Они не хуже Моисея и не ниже Пророков; они хороши между хорошими, и еще лучше хороших. Ибо Илия хотя взят на небо, но Петр имеет ключи Царствия Небесного, который слышал слова cии: еже аще разрешиши нa земли, будете разрешено на небесех (Мф. 16, 19). Илия только на небо взят был, а Павел и на небо, и в рай, (ибо ученикам Иисуса надлежало поручить гораздо большую благодать): слыша неuзpeчeнны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати (2 Кор. 12, 4). Павел обратно сошел с высоты не потому, чтобы он недостоин был пребывать на третьем небе; но для того, чтобы насладившись тем, что превышает понятие человека, и со славою сошедши, по проповедании Христа и по приняли смерти за Него, получил венец мученический. Оставляю все прочее, относящееся к сему предмету, что сказано было вчера в воскресном чтении. Ибо для рассудительных слушателей довольно напомянуть только, чтобы вразумить.

27. Помни и то, что я многократно говорил о седении Сына одесную Отца, о Котором по порядку в Символе веры говорится: и восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. Не будем много любопытствовать о свойстве престола, ибо cиe непостижимо; не будем также слушать злонамеренно говорящих, что Сын начал сидеть одесную Отца после Распятия и Воскресения, и по восшествии на небеса. Ибо Он ни впоследствии времени получил престол, но от начала, как Он существует. Он всегда пребывает рожденным Сыном, и сидит со Отцем. И сей престол, до пришествия Спасителева во плоти, созерцая Пророк Исаия говорит: видех Господа седяща на престоле высоце и превознесенне, и проч. (Ис. 6, l). Ибо Отца никто никогда не видал. Тот же, кто явился тогда Пророку, был Сын. И Псалмопевец говорит: готов престол Твой оттоле, , от века Ты ecu (Пс. 92, 2). Так как много находится о сем свидетельств, то для краткости времени будем довольны и сими.

28. А теперь нужно несколько привести вам на память из того, что пространно изложено было касательно седения Сына одесную Отца. Сто девятый Псалом ясно говорит: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Пс. 109, и). Спаситель, утверждая сказанное в Евангелии, говорит, что Давид не сам от себя, но по вдохновению Святого Духа сказал cиe: како убо Давид духом Господа Его нарицает? глаголя: рече Господь Господеви моему, седи одесную Мене и проч. (Мф. 22, 43–44), и в Деяниях Апостольских (сказано): что в день Пятьдесятницы, Петр, ставши с одиннадцатью Апостолами и беседуя с Израильтянами, теми же словами упомянул о сем свидетельстве, во сто девятом Псалме находящемся.

29. Должно напомнить вам и о других некоторых подобных свидетельствах, касательно седения Сына одесную Отца. В Евангелии от Матфея написано: обаче глаголю вам, отселе узрите Сына Человеческого седяща одесную силы и проч. (Мф. 26, 64). Согласно с сим и Апостол Петр говорить в Послания своем: Воскресением Иucус Христовым, иже есть одесную Бога, возшед на небо (1 Петр. 3, 21–22). И Апостол Павел пиша к Римлянам, говорит: Христос Иисус умерый, паче же и воскресый, иже и есть одесную Бога (Рим. 8, 34). В Послании же к Ефесеям сказал: по действу державы крепости Его, юже содея о Христе, воскресив Его от мертвых, и посадив одесную Себе и проч. (Еф. 1, 19–20); а Колоссаев учил так: аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя (Кол. 3, 1). В Послании к Евреям говорить: очищение сотворив грехов наших, седе одесную престола величествия на высоких (Евр. 1, 3); и после: кому же от Ангел рече когда: седи одесную Мене, дондеже положу вpaгu твоя подножие ног твоих (13)? Еще: Они же едину (10, 12) за всех принес жертву, всегда седит одесную Бога, прочее ожидая, дондеже положатся врази Его подножие ног Его (13); далее: взирающе на Начальника веры, и Совершителя Иucyca, Иже вместо предлежащия Ему радости, претерпе Крест, о срамоте нерадив, одесную же престола Божия седе (Евр. 12, 2).

30. Есть и другие свидетельства о седении Единородного одесную Отца, но мы в настоящее время будем довольны и сими, то же самое опять напоминая вам, что не после пришествия во плоти Он получил честь сего седения, но прежде всех веков Единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, имеет всегда престол одесную Отца. Сам же Бог всего, Отец Христа и Господь наш Иисус Христос, сошедший, и восшедший, и седящий вмеcте со Отцем, да хранит души ваши, и да соблюдет непоколебимою и твердою надежду вашу на Воскресшего; да воскресить вас от смертоносных грехов ваших, и сподобить пренебесного твоего дара; да удостоить вас быть восхищенными на облацех в сретение Господне на воздусе (1 Сол. 4, 17), во время благоприятное; и доколе не настанет сие время предуставленного и славного второго Его пришествия, да напишет имена всех вас в книге живых, и написав. никогда да не изгладить. (Ибо многих, которые отпадают, изглаждаются имена); да сподобить же всех вас уверовать в Воскресшего, и принять Вознесшегося, и паки грядущего, но не от земли грядущего, (предостерегай, человек, самого себя от имеющих придти обольстителей), седящего на высоте и вместе находящегося здесь с нами, Который видит образ и твердость веpы в каждом. Что Он отсутствует ныне плотию, не подумай по сему, чтобы и Духомь не присутствовал. Он здесь посреди; Он слышит, что говорим о Нем, видит помышления твоя, и испытует сердца и утробы. Он и теперь готовь всех вас, приступающих ко крещению, представить Отцу во Святом Духе и сказать: се аз и дети, яже ми дал ecu (Евр. 2, 13). Боже! Да будет Ему слава во веки. Аминь.

Огласительное поучение пятнадцатое

К готовящимся в Иepycaлиме ко просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И грядущаго судити живых и мертвых. И об антихристе. Также на слова Даниила: Зрях дондеже престоли поставишася, и Bemxий деньми седе и проч. (Дан. 7, 9). Видех во сне нощию, и се на облацех небесных, яко Сын Человечь идый и проч. (Дан. 7, 13).

1. Мы проповедуем пришествие Христово не одно только, но и другое, которое будет гораздо славнее первого. Ибо в первом доказал Он свое терпениe, а во второе явится в венце Бога Царя. У Господа нашего Иисуса Христа большею частию все двоякое. Двояко рождение, одно от Бога предвечное, другое от Девы. Двояко сошествие, одно тихое, как дождь на руно; другое будущее, славное. В первое пришествие Он лежал в яслях обвитый пеленами; во второе оденется светом яко ризою (Пс. 103, 2). В первое претерпе Крест, о срамоте нерадив (Евр. 12, 2); во второе придет в сопровождении воинства Ангельского, во славе. Посему мы не останавливаем мысли нашей на первом только пришествии, но ожидаем и второго. При первом говорили: Благословен грядый во имя Господне (Мф. 21, 9); и во второе скажем опять то же, так что вместе с Ангелами сретив Владыку и поклонившись Ему, скажем: Благословен грядый во имя Господне (Мк. 11, 9). Придет Спаситель не для того, чтобы опять судиму быть, но придет судить судивших Его. Тот, Который прежде, будучи судим, молчал, припомнит законопреступным, явившим при Кресте дерзость свою, и скажет: сия сотворили ecu, и умолчах (Пс. 49, 21). Как Домостроитель, пришел Он тогда, увещаниями наставляя людей, а ныне по необходимости, хотя бы и не хотели, они подвергнутся Его Владычеству.

2. О сих двух пришествиях говорить Пророк Малахия: и внезапу приидет в церковь свою Господь, Егоже вы ищете (Мал. 3, 1, 2, 3). Вот первое пришествие. Далее говорит и о втором пришествии: и Ангел завета, егоже вы хощете [1]: се грядет, глаголет Господь Вседержитель, и кто стерпит день пришествия Его? Или кто постоит в видении Его? Зане той входит яко огнь горнила, и яко мыло перущих; и сядет разваряя и очищая и проч. И вскоре потом говорит сам Спаситель: и прииду к вам с судом, и буду Свидетель скор на чародеи, и на прелюбодейцы, и на кленущияся именем Моим во лжу и проч. (Мал. 3, 5).Посему предостерегая нас, Павел говорит: аще ли кто назидает на основании сем, злато, сребро, камение честное, дрова, сено, mpocmиe (1 Кор. 3, 12): когождо дело явлено будет: день бо явит, зане огнем открывается (13). И сии два пришествия Павел в Послании к Титу изображает сими словами: лейся благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнeм веке, ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иucyca Христа (Тит 2, 11–13). Видишь, он говорит и о первом пришествии, за которое благодарит; и о втором, которого ожидаем. Посему н Символ веры, нами ныне проповедуемый, так велит веровать: и восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца, и паки грядущаго со славою судити живых и мертвых, Егоже царствию не будет конца.