St. Cyril of Jerusalem

8. И Иоанн, исполненный Духа Святого еще во чреве матери своей, для того освящен Им, да крестит Господа; он сам не давал Духа, но проповедовал о Том, Который дает Духа. Ибо говорил он: аз вы крещаю водою в покаяние, Грядый же по мне, и проч. Той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11). Огнем, для чего это?Поскольку в виде огненных языков было сошествие Святого Духа, о Чем с радостью говорит Спаситель: огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся (Лк. 12, 49)?

9. Сей Дух Святый сошел, когда Господь крестился, дабы не была сокрыта слава Крещаемого, как Иоанн говорит: но пославый мя крестити водою, Той мне рече: над Него же узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть крестяй Духом Святым (Ин. 1, 33). Но примечай, что говорить Евангелие: отверзошася небеса (Мф. 3, 16). Отверзлись же по причине славы сходящего. И се, говорит, отверзошася Небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя, и грядуща на Него, т. е. Он сходил Сам собою. Ибо должно было, как некоторые изъясняли, чтобы начатки и преимущественны действия Духа Святого, даруемого крещаемым, сообщены были человечеству Спасителя, Который дарует cию благодать. Сошел же Он в виде голубином может быть, как некоторые говорят, в соответствие изображавшей Его, чистой и незлобивой голубице, которая приносима была в жертву при молитвах о рождаемых детях и отпущении грехов. Так как гадательно предсказано было, что Христос сим точно очевидным образом откроет Себя. Ибо в песнях о Женихе возвещается и говорится: очи Его яко голубицы на исполненшх вод (Песн. 5, 12).

10. Cию голубицу отчасти прообразовала, по мнению некоторых, голубица Ноева. Ибо как при нем посредством древа и воды совершилось для бывших с ним спасение, а вместе началось новое бытие, и голубица к вечеру возвратилась к нему с масличным листом: подобным образом, говорят сии толкователи, и Дух Святый сошел на истинного Ноя, виновника иного бытия, соединяющего во едино воли всех народов, кои были прообразуемы различными видами животных, бывших в ковчеге. Ибо по пришествии Его мысленные волки пасутся вместе с агнцами. Церковь Его имеет тельца и вола и льва вместе пасущихся, так как мы доселе видим, что Церковные учители руководствуют и научают земных правителей. Итак, сошла оная Духовная голубица во время Крещения, по изъявлению некоторых для того, дабы показать, что это Тот самый, Который чрез древо Крестное спасет верующих, и к вечеру чрез смерть свою имеет даровать спасение.

11. Но cиe можно и иначе изъяснить: однако лучше послушаем и теперь, что говорить о Святом Духе Сам Спаситель. Он говорить: аще кто не родится водою и Духом, не внидет в царство Божие (Ин. 3, 5). А что сия благодать от Отца, говорить Он: кольми паче Отец, Иже с небесе, дает Духа Святого просящим у Него (Лк. 11, 13). И что Богу должно кланяться духом, говорить: но грядет час и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною, ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему. Дух есть Бог, и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Ин. 4, 23–24). И еще: аще ли Аз о Дусе Божшизгоню бесы, и проч. (Мф. 12, 28), по сем вскоре: сего ради глаголю вам: всяк грех и хула отпустится человеком; а яже на Духа хула не отпустится (31). Тут же: иже аще речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему, а иже речет на Духа Святого, не отпустится ему ни в сей век, ни в 6удущий (32). И в другом месте говорит: и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины, Егоже мир не может npияmu, яко не видит Его, ниже знает Его. Вы же знаете Его, яко в вас пребывает и в вас будет (Ин. 14, 16, 17). И опять говорит: сия глаголах вам в вас сый. Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам (14, 26). И еще: ада же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (Ин. 15, 26). И в другом месте говорит Спаситель: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: и пришед Он обличит мир о гресе, и о правде, и о суде (Ин. 16, 7, 8). И потом опять: еще много имам глаголаmu вам, но не можете носити ныне (12). Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от себе бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать и грядущая возвестит вам (13). Он Мя прославит, яко от Моею приимет и возвестит вам (14). Вся, елика имать Отец, Моя суть: сего ради рех вам, яко от Моею приимет и возвестит вам (15). Я теперь предложил тебе свидетельства Самого Единородного, дабы ты не внимал словам человеческим.

12. Сего Святого Духа общение даровал Спаситель Апостолам, ибо написано: и cиe рек, дуну, и глагола им: npиuмume Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Ин. 20, 22, 23). Это вдохновение второе, поелику первое потеряно от произвольных грехов (Быт. 2, 7). О сем втором написано: взыде вдыхаяй в лице твое, и отъемляй тя от оскорблены (Наума 2, 1). Взыде, откуда? Из ада. Ибо Евангелие повествует, что cиe Его дуновение было по Воскресении. И хотя теперь сообщает благодать, но еще хочет дать большее, и говорит Апостолам: Я готов сообщить и теперь, но еще не можете принять. Примите пока благодать в той мере как вместить можете; впрочем ожидайте и большего. Вы же седите во граде Иерусалимсте, дондеже облечетеся силою свыше (Лк. 24, 49). Ныне примите несколько, тогда получите вполне. Ибо часто случается, что приемлюищий несовершенно пользуется данным ему: но облекающийся покрывается одеждою со всех сторон. Не страшитесь, говорит Он, оружий диавола и стрел его; ибо иметь будете силу Святого Духа. (Помните недавно сказанное, что Дух Святый не разделяется, но только благодать, чрез Него ниспосылаемая). .

13. Итак, Иисус вознесся на небо и исполнил обещание. Он говорил ученикам: Аз умолю Отца, и иною Утешителя даст вам (Ин. 14, 16). Они пребывали во Иерусалиме, ожидая сошествия Духа Святого: и при наступлении дня Пятидесятницы. (Деян. 2, 2), в сем граде Иерусалиме (1 cиe преимущество имеем. мы, блага, о которых говорим мы, не инде где-либо ниспосланы, а у нас дарованы). В день говорю, Пятидесятницы, когда они были вместе, сошел с неба Утешитель, хранящий и освящающий Церковь, промышляющий о душах, кормчий обуреваемых, просвещающий заблуждших, награждающий подвижников и венчающий победителей.

14. Сошел же для того, чтобы облечь силою и чтобы крестить Апостолов. Ибо говорит Господь: вы имате креститися Духом Святым не по мнозех сих днех (Деян. 1, 3). Не частная сия благодать, но совершенная сила. Ибо как погружающийся в водах и крещающийся со всех сторон окружен бывает водами: так и Апостолы Духом Святым крестились совершенно. Но вода внешность омывает, Дух же Святый крещает все внутреннее души, и почто удивляешься? Вот тебе чувственный пример, который хотя мал и неважен, но полезен для простых людей: ежели огнь проникая твердость железа, все оное делает огненным, так что холодное бывает горячим и черное делается светлым: ежели (говорю) огонь, будучи телом, входить в тело железа и там беспрепятственно совершает свое действие: то что удивляться, если Дух Святый входить в самую внутренность души?

15. Но дабы величие сходящей таковой благодати не было сокровенно, она, как небесная труба, восшумела: бысть бо внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну (Деян. 2, 2). Что означало ее сошествие? Дабы и очи видели огненные языки, и уши слышали шум: и исполни весь дом, идеже бяху седяще (2)? Дом оный сделался вместилищем Духовной воды. Ученики находились внутри и весь дом исполнился ею. Итак, по обетованию они крестились всем существом, облеклись душою и телом в Божественную и спасительную одежду: и явишася им разделены языцы яко огненни, и седе на едином коегождо их, и исполнишася ecu Духа Свята (Деян. 2, 3, 4). Приняли они огнь не опаляющий, но спасительный; огнь, терние грехов истребляющий, а душу просвещающий. Сей огнь имеет ныне прийти и на вас, и терние грехов ваших пожечь и истребить; а драгоценное стяжание душваших еще более просветить и даровать вам благодать. Ибо ее даровал Он тогда и Апостолам. В виде же огненных языков ниспустился на них для того, чтобы посредством огненных языков увенчать главы их новыми духовными венцами. Пламенный меч заграждал прежде вход рая: Спасительный огненный язык возвратил благодать.

16. И начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати (Деян. 2, 4). Галилеанин Петр и Андрей то Персидским, то Мидским языком изъяснялись: Иоанн и прочие Апостолы на всех языках говорили пред язычниками. Ибо не ныне начали отовсюду собираться сюда во множестве чужестранные, но с тогдашних времен. Какой найдется учитель, который бы внезапно научил тому, что они не учившись узнали? Столько лет при руководстве грамматики и при других способах учатся Греческому языку, чтобы хорошо говорить на нем, и между тем не все равно говорят: Ритор говорит хорошо, а Грамматик иногда и не хорошо, и знающий грамматику не знает науки, любомудрия. Но Дух Святый вдруг научает многим языкам, которых Апостолы во все предыдущее время не знали. Это истинно великая мудрость; это Божественная сила. Как можно сравнить долговременное их невежество с полным, многоразличным, необычайным, внезапно открывшимся действием языков?

17. Произошло смешение в слушавшем народе. Второе смешение, противоположное первому, злому Вавилонскому смешению: ибо в оном смешении языков было разделение воли, так как замысел был Богопротивный; а в сем утверждение и соединение мысли, так как целью здесь было благочестие. Чрез что отпадение, чрез то же и восстановление. Слышавшие удивлялись сему и говорили: како мы слышим глаголющих их (Деян. 2, 6). Ни мало неудивительно, если вы знаете; ибо и Никодим не знал, как приходит Дух, и ему сказано: Дух, идеже хощет, дышет, и глас Его слышиши: но не веси откуду приходит (Ин. 1, 8). Равно и я не могу поведать вам, что такое Он в Существе своем.

18. Инии же ругающеся глаголаху, яко вином исполнени суть (Деян. 2, 13). Истину говорили, но с насмешкою. Вино поистине новое, благодать Нового Завета. Но cиe новое вино из Духовного винограда, который много раз уже приносил плоды в Пророках, а в Новом Завете процвел совершенно. Ибо как вещественная виноградная лоза, всегда пребывая одинаковою, в известное время приносит новые плоды: так и сей Дух, пребывая всегда таковым, каков Он есть, и многократно действовавший в Пророках, ныне показал нечто новое и чудесное. Ибо сообщалась благодать и Отцам, но здесь преизобилует. Ибо там приобщились токмо Духа Святого, а здесь крестились оным совершенно.

19. Но Петр, который имел Духа Святого и знал, кого имеет в себе, говорить, мужие иудейстии, (Деян. 2, 14), которым известен Пророк Иоиль, но которые не разумеете, что написано у него: не бо, якоже вы непщуете, сии пияни суть (15). Они упились, но не тем, что вы предполагаете, но тем, о чем написано: упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости напоиши я (Пс. 35, 9). Упились упоением трезвенным, умерщвляющим грех и оживотворяющим сердце, упоением противным упоению телесному: ибо cиe производит забвение того, что было известно, а оное сообщает познание о вещах неизвестных. Упились, испив вина от Духовной лозы, которая говорит о себе: Аз есмь лоза, вы же рождие (Ин. 15, 5). Ежели же вы мне не верите, то уразумейте истину слов моих из самого времени: есть бо час mpemий дне (Деян. 2, 15). Ибо в третий час, по словам Марка, Распятый в третий час ныне ниспослал сию благодать. Ибо не иная благодать Распятого, а иная теперь действующего; но Тот, Который был распят и обещал, теперь исполняет обещание Свое. Если же хотите иметь свидетельство, то слушайте, говорит Петр: си есть реченное Пророком Иоилем: и будет по сих, глаголет Господь, излию от Духа моего (Иоил. 2, 28). Чрез слово излию изображается обильное дарование: не в меру бо Бог дает Духа. Отец любит Сына, и вся даде в руце Его (Ин. 3, 34- 35). Он дал Ему власть давать и благодать Всесвятого Духа, кому Он благоволит. Излию от Духа моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваша (Деян. 2, 17. Иоиля 2, 28); и потом: и на рабы моя, и на рабыни моя, во дни оны излию от Духа моего и прорекут (Деян. 2, 18. Иоиля 2, 29). Дух Святый не смотрит на лица: Он не ищет внешних преимуществ, но благочестия души; и богатые да не возносятся, и бедные да не унывают; приготовляй только всякий себя к принятию небесной благодати.

20. Много уже ныне сказано вам, и может быть утомился слух ваш: но еще больше оставлено, и поистине, чтобы изложить учение о Святом Духе, потребно третье, потребны многие поучения; но простите мне cиe: ибо хотя по причине наступления Святого праздника Пасхи продлил я ныне мое слово, однако же всех свидетельств, которые бы надлежало предложить из Нового Завета, предложить я не мог; не приведены еще мною многие свидетельства из Деяний апостольских, где повествуется, как благодать Святого Духа действовала в Петре и во всех вместе Апостолах; не приведены также многие свидетельства из Посланий Соборных и Павловых четырнадцати Посланий: из всех сих Писаний, как с великого луга цветы, постараемся теперь собрать свидетельства по крайней мере не многие, чтобы воспомянуть об них.

21. Силою Святого Духа, изволением Отца и Сына став Петр со единонадесятьми, и воздвиг глас свой (Деян. 2, 14), (так как сказано:) возвыси крепостию глас твой, благовествуяй Иерусалиму (Ис. 40, 9), духовною cетью своих слов уловил около трех тысяч душ: толь сильно благодать действовала во всех Апостолах, что те самые иудеи, которые распяли Христа, в толь многом числе уверовали, крестились во имя Христово и постоянно пребывали в учении Апостолов и в молитвах. Тою же потом силою Святого Духа Петр и Иоанн, когда входили во храм на молитву в девятый час дня, при красных вратах, именем Иисуса, исцелив хромого от рождения, имевшего четыредесять лет (Деян., 3, 1, 2, 12). (да исполнится сказанное:) тогда скочит хромый, яко елень (Ис. 35, 6); духовного учения мрежею уловили пять тысяч человек вдруг уверовавших; а заблудивших Князей народных и Первосвященников обличали не своею мудростью, ибо они были люди неученые и простые, но действием Духа Святого; ибо написано: тогда Петр исполнився Духа Свята, рече к ним (Деян. 4, 8). И чрез двенадцать Апостолов благодать Святого Духа столь сильно действовала в веровавших, что у них, как сердце и душа была едина, так и употребление имений было общее; и поелику владельцы поместьев и домов с благоговением приносили цену за продаваемое имение, то между ними не было никого бедного. Когда же Анания и Сапфира дерзнули солгать Духу Святому, то восприяли достойную казнь.