St. Cyril of Jerusalem

22. Руками же Апостольскими быша знамния и чудеса в людех многа (Деян. 5, 12). И толикая изливалась на Апостолов духовная благодать, что они были страшны, при всей своей кротости. Ибо от прочих никтоже смеяше прилеплятися им, но величаху их людие (13); прилагахуся же верующие Господеви, множество мужей же и жен (14). Улицы же наполнились больными, лежащими на постелях и кроватях, да грядущу Петру поне сень его осенит некоего от них(15). Схождашеся же множество от окрестных градов во Святый сей Иерусалим, приносяще недужныя и страждущия от дух нечистых, иже исцелевахуся вcu (16) сею силою Святого Духа.

23. Также двенадцать Апостолов, быв ввержены Архиереями в темницу, когда чудесно изведены были из оной во время ночи Ангелом, и из храма приведены были к ним в судилище; то безбоязненно обличали их в своем к ним слове о Христе. Присовокупили к сему и то, что и Духа Святого даде Бог повинующимся Ему (Деян. 5, 32): и быв биты, идяху радующеся (41)» и не престаяху учаще и благовествующе Иucyca Христа (42).

24. Не только же в двенадцати Апостолах благодать Святого Духа действовала, но и в первородных сынах бесплодной некогда Церкви сей, т.е. в семи диаконах. Ибо они избраны были, как написано: исполнены Духа Свята и премудрости (Деян. 6, 3); достойный своего имени, Стефан, один из них, начаток мучеников, муж исполненный веры и Духа Свята (5) творяше знамения и чудеса велия в людех (8); а препирающихся с ними побеждал; не можаху бо противу стати премудрости и Духу, имже глаголаше (10). Будучи же оклеветан и приведен в судилище, сиял Ангельским светом: воззревше бо нань вси седящии в сонмищи, видеша лице его, яко лице Ангела (15). Когда же мудрым ответом обличил жестоковыйных иудeeвь, людей с необразованным сердцем и умами, всегда упорствовавших против Духа Святого: то узpел отверстые небеса, увидел Сына Человеческого стоящего одесную Бога, увидел не собственною силою, но, как говорить Божественное Писаниe, сый исполнь Духа Свята, воззрев на небо, виде славу Божию, и Ииcyca стояща одесную Бога (Деян. 7, 55).

25. Тою же силою Духа Святого и Филипп, именем Христовым, некогда во Граде Самарийском изгонял нечистых духов, которые исходили с великим воплем, исцелял расслабленных и хромых, и множество уверовавшего народа приводил ко Христу: а Петр и Иоанн, по прибыли своем, с молитвою и возложением рук сим веровавшим сообщали Духа Святого, Коего по справедливости недостойным почтен один Симон волхв: а никогда тот же Филипп, будучи позван на пути Ангелом Господним для обращения благоговейнейшего Eфиoпского Евнуха, и от самого Духа ясно услышав: приступи и прилепися колеснице сей (Деян. 8, 29), научил Ефиоплянина и препослал в Eфиопию проповедника Христова, как написано: Ефиопия предварит руку свою к Богу (Пс. 67, 32), и быв взять Ангелом; проповедовал Евангелие в прочих городах.

26. Сим Святым Духом исполнился Павел после того, как был призван Господом нашим Иисусом Христом: свидетель сего есть благочестивый Ананния в Дамаске, говоривший к нему: Господь Иисус, явлей ти ся на пути, имже шел ecu, посла мя, яко да прозриши, и иполнишася Духа Свята (Деян. 9, 17). Сей Святый Дух тотчас воздействовал, слепотствующему очами Павлу даровал прозрение, а душу запечатлел своею благодатию, соделал его избранным орудием, да понесет имя явившегося ему Господа к Царям и сынам Израилевым, и бывшего никогда гонителя соделал проповедником и добрым рабом, ибо он все пространство от Иерусалима до Иллирии наполнил Евангельским учением, учил и в Риме, и по ревности своей прошел с проповедью даже до Испании, перенес бесчисленные труды и совершал знамения и чудеса. Но о нем теперь довольно.

27. Силою Святого Духа верховный Апостол и имеющий ключи Царства Небесного Петр в Лидде, что ныне Диосполь, исцелил расслабленного Энея, в Иоппии воскресил из мертвых добродетельную Тавифу; в верхней части дома в исступлении видел небо отверстое, и чрез сходящий оттуда сосуд, подобный плащанице, исполненный многоразличных и разнородных животных, ясно научился не почитать ни одного человека нечистым или скверным, хотя бы он был и Еллин, и когда Корнилием был призываем, от Того же Святого Духа ясно услышал: се мужие ищут тя: но востав сниди, и иди с ними ничтоже разсуждая, яко Аз послах их (Деян. 10, 19, 20). И чтобы ясно показать, что и язычники могут быть причастии благодати Святого Духа, то, когда Петр прибыл в Кесарию и учил о Христе, Писание говорит о Корнилие и находящихся с ним: еще глаголющу Петру глаголы сия, нападе Дух Святый на вся слышаще слово (44), так что и из обрезанных пришедшие с Петром удивлялись и ужасаясь говорили: яко и на языки дар Святаго Духа изиямся (45).

28. И когда начала распространяться проповедь о Христе в Антиохии, славном городе Сирском, то отсюда послан был в нее Варнава, добрый споспешник, муж благ, и исполнь Духа Свята и веры (Деян. 11, 24). Он, видя многую жатву верующих во Христа, из Тарса привел в Антиохию сподвижника Павла. И поелику множество народа в церкви научаемо и собираемо было, то бысть первее нарещи во Aнmиoxиu ученики Христианы (26). Я полагаю, что cиe давно предвозвещенное от Господа новое имя, дано верующим Духом Святым. Когда излилась от Бога на Антиохию большая благодать, то явились там Пророки и Учители, между прочими и Агав. Служащим же Господеви и постящимся, рече Дух Святый: отделите ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их (Деян. 13, 2). И по возложении на них рук, они были посланы от Святого Духа. Итак, видно, что Дух Святый, Который говорить и посылает, есть живой, самосущий и дейcтвующий, как мы выше о сем сказали.

29. Сей Дух Святый вместе со Отцем и Сыном, постановив во вселенской Церкви Новый Завет, освободил нас от тяжкого законного бремени: я разумею здесь постановления о чистой и нечистой пище, о субботе и новомесячии, о обрезании, о кроплениях и жертвах; ибо вcе оные, будучи даны на время, имели сень грядущих благ (Евр. 10, 1); при явлении самой вещи по справедливости, , оставлены. Ибо когда по причине спора происшедшего от тех, которые утверждали, что должно обрезываться и соблюдать обряды Моисеевы, посланы были в Иерусалим Павел и Варнава; то находившиеся здесь Апостолы написанным посланием освободили всю вселенную от всего законного и прообразовательного. Впрочем они не присвояли себе право располагать столь важным делом, но в написанном Послании исповедуют: изволися Духу Святому и нам, ничтоже множае возложити вам тяготы, разве нужных сих: огребатися от идоложертвенных, и крове, и удавленины и блуда (Деян. 15, 28, 29). Коим писанием ясно показали, что хотя оно писано было Апостолами-человеками, но действием Духа сделалось оно законом для вселенной, каковой закон принявши Варнава и Павел, сделали оный действительным во всем миpе.

30. Продолжив доселе слово свое, я прошу у вас, возлюбленные, а наипаче у живущего в Павле Духа, прошения, ежели, по причине моей слабости и вашего, слушатели, утруждения, не мог всего сказать. Ибо могу ли я поведать, как должно, чудные деяния, силою Святого Духа, именим Христовым совершенные им в Кипре над Элимом волхвом, в Листре, где исцелил он хромого, в Киликии, Фригии, Галатии, Мисии и Македонии, или то, что произвел он в Филиппах; здесь разумею его проповедь и изгнание именем Христовым прорицательного духа, и во время ночи, после сотрясения темницы, спасение посредством крещения темничного стража со всем его домом; или то, что он сделал в Солуне, и среди Афин в Ареопаге произвела его проповедь, или то, как учил он и во всей Ахаии? Могу ли я, как должно, поведать действия, совершенные чрез Павла в Ефесе Духом Святым, Коего прежде не зная там обитающие познали посредством Павлова учения? Ибо когда Павел возложил руки, и когда сошел на них Дух Святый: они глаголаху языки и пророчествоваху (Деян. 19, 6). Толикая в нем была благодать Духа Святого, что не только сам он прикосновением врачевал, но и от тела его взимаемые платки и полотенца исцеляли болезни и изгоняли злых духов; даже занимавшиеся чapoдеяниeм, собравше книги своя, сожигау пред всеми (Деян. 19, 19).

31. Не упоминаю о действии его в Троаде над Евтихом, которые во сне упав с третьего этажа вниз, поднят был мертвым и воскрешен Павлом. Умалчиваю и о беседовании его с Ефесскими пресвитерами, которых призвав в Милит, ясно им говорил: яко Дух Святый по вся грады свидетельствует, глаголя, яко узы мене и скорби ждут (Деян. 20, 23); ибо чрез слова: по вся грады, Павел ясно показал, что в каждом городе, производимые им чудеса, производимы были действием Святого Духа, манием Божественным и именем говорившего в нем Христа. Силою сего Святого Духа тот же Павел поспешно прибыл во Св. сей град Иерусалим. Хотя Агав предрек Духом, что с ним случится здесь: но он не преставал с дерзновением проповедовать о Христе. Будучи же приведен в Кecapию, среди судилища, то пред Феликсом, то пред Фистом правителем и Агриппою Царем Павел столь сильную имел от Святого Духа благодать премудрости, что даже сам Царь иудейский Агриппа сказал: вмале мя препираеши Христианина быти (Деян. 26, 28). Тот же Дух Святый сохранил Павла от вреда, когда он угрызен был ехидною на острове Мелите, и совершил чрез него различные исцеления над недужными. Тот же Дух Святый наконец до царствующего Рима довел сего проповедника Христова, бывшего некогда гонителем, где он многих живущих иудеев убедил веровать во Христа; а противящимся ясно говорил; добре Дух Святый глагола чрез Исаию Пророка глаголющаго ко отцем вашим и проч. (Деян. 28, 25).

32. А что Павел и все подобные ему Апостолы и прочие после них верущие в Отца и Сына и Святого Духа (Единосущного) исполнены были Духом Святым, для сего выслушай, что Павел ясно пишет в своих Посланиях: и слово мое и проповедь моя не в препретельных человеческия премудрости словесех, но в явлении Духа и силы (1 Кор. 2, 4); и в другом месте: иже и запечатле нас (2 Кор. 1, 22) в cиe истое Бог, и даде нам обручение Духа (5, 5). И еще: воздвигий Иucyca из мертвых, оживотворит мертвенная ваша телеса живущим Духом Его в вас (Рим. 8, 11). Также в Послании к Тимофею: доброе завещание соблюди Духом Святым, живущим в нас (2 Тим. 1, 14).

33. А что Дух Святый самосущен, и живет, и говорит, и предсказывает, о сем многократно мною сказано было прежде. И Павел ясно пишет к Тимофею: Дух же явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры (1 Тим. 4, 1); что мы видим в разделениях Церкви, бывших не токмо в прежние, но и в наши времена, так как заблуждение еретиков различно и многообразно. И в другом месте он же говорит: яже во инех родех не сказася сыном человеческим, якоже ныне открыся Святым Его Апостолом и Пророком Духом Святым и проч. (Еф. 3, 3) И еще: темже якоже глаголет Дух Святый (Евр. 3, 7). Также: свидетельствует же нам и Дух Святый (Евр. 10, 15). И в другом месте взывает к вооруженным правдою, говоря: и шлем спасения восприимите, и меч духовный, иже есть глагол Божий, всякою молитвою и молением (Еф. 6, 17, 18). И также: не упивайтеся вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся Духом, глаголюще себе во Псалмех и пениих и песнех духовных (5, 18, 19). И еще: благодать Господа Иucyca и любы Бога, и общение Святого Духа со всеми вами (2 Кор. 13, 13).

34. Все cиe и еще многое опущенное разумеющим представляет самосущую, освящающую и действующую силу Духа Святого. Ибо мне не достало бы для повествования времени, если бы я захотел предложить остальные о Святом Духе свидетельства из четырнадцати Посланий Апостола Павла, в которых он различно, достаточно и благочестиво учил о Нем. Впрочем сам Всемогущий Дух Святый да простит, что я по недостатку времени опустил, а вам, слушатели, да подаст совершеннейшее познание того, что опущено. Ибо прилежные из вас узнают cиe из многократного чтения Божественного Писания, а сими двумя и прежде сказанными поучениями более утвердятся в вере во Единаго Бога Отца Вседержителя, и в Господа нашего Иucyca Христа, Сына Его Единороднаго, и в Духа Святаго, Утешителя. Хотя речение и именование cиe Духа в Божественном Писании приписывается всем трем лицам: ибо говорится об Отце: Дух есть Бог (Ин. 4, 24), как написано в Евангелии от Иоанна; и о Сыне: Дух лица нашего Христос Господь (Плач. 4, 20), как говорит Пророк Иеремия; и о Святом Духе: утешитель же Дух Святый (Ин. 14, 26); как сказано: однако же учение веры благочестиво понимаемое отвергает Савеллево заблуждение. Итак, возвратимся рассуждением к тому, что теперь мне нужно, и для вас полезно сказать.

35. Берегись, чтобы не приступить тебе к крещающим, подобно Симону, с лицемерием, сердцем своим не заботясь об истине. Наше дело засвидетельствовать, а твое утверждаться. Если стоишь в вере, блажен ты; если впал в неверие, то с сего времени оставь неверие и будь уверен. Во время крещения, когда приступишь к Епископам, или Пресвитерам или Диаконам (везде есть благодать и в селах, и в городах, в простых людях и в ученых, в рабах и свободных; ибо благодать не от человеков, но от Бога дается чрез человеков): приступай к крещающему, но приступая, не смотри на лице того, кого видишь, а держи в мыслях сего Святого Духа, о Котором ныне беседуем. Ибо Он готов запечатлеть твою душу. И поистине небесную и Божественную, которой ужасаются диволы, даст Он тебе печать, как и написано: в Немже и веровавше знаменастеся Духом обетования Святым. (Еф. 1, 13).