Валентин Мордасов /Азбука духовной жизни/ Библиотека Golden-Ship.ru

Валентин Мордасов /Азбука духовной жизни/ Библиотека Golden-Ship.ru Протоиерей Валентин Мордасов АЗБУКА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ Москва 2010 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II   © Издательство «Благовест» — оформле­ние, оригинал-макет, 2010   Ред. Golden- Ship.

ru 2012 А   Об АНГЕЛАХ. Ангелы — духи бесплотные, а по­тому телесными очами нашими невидимые, одаре­ны умом, волею, могуществом, совершеннейшими и превосходнейшими, чем человек; обитают на не­бе, но когда нужно, то с быстротою молнии слетают на землю. Хотя Ангелы являлись нередко людям в чувственных образах, например в виде юноши или мужа совершенна, но они принимали этот чувствен­ный вид на время, для удобнейшего откровения лю­дям воли Божией.

В сущности же Ангелы суть духи бестелесные, не облеченные плотью. Ангелы входят в общение только с людьми, подражающими их де­ятельности. Как пчелы удаляются оттуда, где распро­страняется смрад, так и Ангелы удаляются оттуда, где а умножается грех. «Кто через свою худую жизнь, — говорил некогда Ангел Божий святому Пахомию Великому, — сделался мертвым для Бога и доброде­тели, тот смердит в тысячу раз хуже мертвого тела, так что мы никоим образом ни стоять, ни пройти около не можем» [1] .

Почитание cвятых АНГЕЛОВ мы должны выра­жать в призывании их на помощь во дни скорбей и напастей наших, в часы искушений и соблазнов, нас окружающих. Мы должны быть друг для друга АНГЕЛАМИ   ХРАНИТЕЛЯМИ: родители, учителя и воспитате­ли — для детей; господа — для слуг; муж — для жены, брат и сестра — для брата и сестры, друг для друга; мы все — для беззащитных, угнетенных, несчастных.

Мы должны принять их под свой кров, утешить и обод­рить. Быть Ангелами Хранителями для заблуждаю­щихся, грешников: обратим заблудшего, не оттолкнем грешника. Б «Кто разумно служит БОЛЬНОМУ, тот освобож­дается и от страстей, и от браней»[2] . В БОГОМЫСЛИИ — всякое веселие и всякая ра­дость и блаженство. Та душа, которая думает только о божественных предметах, живет как бы в раю, ок­ружена Божественным невещественным светом, раз­ливающим блаженство, и, входя в общение с Богом всеблаженным, блаженствует.

б БЕРЕЖЛИВОСТЬЮ питается благочестие и ува­жение к Богу. Благочестивый и религиозный человек не пренебрегает ни одною крохой, не оставляет без внимания невидимых остатков, не бросает ничего, что может пригодиться на что-нибудь, не издерживает ни копейки на излишнее и на вредные вещи, не наслажда­ется ничем без меры. Почему? Он не может и не хочет злоупотреблять дарами Божиими.

— Но кто слишком бережлив, тот не может быть благотворительным. Жизнь есть БОРЬБА с самими собою, с нашими чувственными наклонностями, пожеланиями и страстя­ми. Плоть желает противного духу, а дух - противного плоти (Гал. 5: 17), так что мы не можем делать того, чего желаем; наш враг живет в нас самих, — дух и чувствен­ность, долг и пожелание, мужество и малодушие, вера и неверие непрестанно борются в нас.

Уклоняются от этой *Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Моск. подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. духовной борьбы, во-первых, ленивцы и малодушные — они пугаются ее и ропщут; во-вторых, — преданные чувственности, которые думают только о наслаждениях; в-третьих, — привязанные к миру, которые желают сра­жаться только из-за земных благ.

Малодушие и ропот, страсть к беспрерывным наслаждениям, стремление к покою, чтобы нас ничто не тревожило, — вот цель на­шей жизни, сводящая ее к ничтожеству.   О БЛАГОГОВЕНИИ к храму. Некогда Моисей, узрев чудесную купину (куст), горящую и несгорающую, и, желая приблизиться, чтобы рассмотреть чудо, услышал голос Бога, говорящего ему из среды куста: Не подходи сюда.

; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на кото­ром ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3: 5). И после, восхотев возвестить закон Свой на Синае, Господь за­претил, под страхом смерти, прикасаться к горе (см. Исх. 19: 12). Если Бог требовал такого почтения и бла- б гоговения к местам, на которых являл Свое присутствие только временно, то не большего ли Он требует почте­ния и благоговения к нашим храмам, в которых утверж­дает постоянное жилище Свое?

Преподобный Марк спросил преподобного Арсения Великого, по какой причине тот избегает БЕСЕДЫ с ни­ми (подвижниками египетской пустыни - Прим. Ред.). Арсений Великий ответил: «Знает Бог, что я люблю вас, но не могу быть вместе с Богом и человеком» [3] .   О    БЛАГОГОВЕНИИ    к    священным    вещам.  Неблагоговейное рассматривание и прикосновение ко священному ковчегу по возвращении его из плена фи-листимского повело за собою страшное наказание: мно­жество евреев были наказаны за это смертью.

Христианин должен чтить все священные вещи, но ради того, кого они изображают или кому служат орудием спасительного действия на нас. Чтит ли он Святой Крест Господень, икону Богоматери, Евангелие или другие священные предметы, мысль его должна быть устремлена к Богу, Богоматери и святым Его; и всякое действие почитания должно выражать чувство его к Богу, быть жертвенно усердным к Нему. Как усвоять себе БЛАГОДАТЬ?

Освобождаться от греха посредством веры и покаяния. Слушать и при­нимать Слово Божие.   Сообщать другим свое счастье и БЛАГОДАТЬ по­добает посредством учения, одобрения, примера. Христианское БЛАГОРАЗУМИЕ состоит в том, во-первых, чтобы мы старательно пользовались средс­твами душевного спасения своего. Как много средств предлагает нам Святая Православная Церковь для ос­вящения наших душ, для исправления нашей воли, для преуспеяния нашей веры!

Молитва, исповедь и прича­щение, старательное испытание своей совести, частое размышление об истинах христианской веры, чтение Священного Писания и других благочестивых книг, об­щение с благочестивыми людьми — все это весьма при­годные средства для того, чтобы просвещать наш ум знанием спасительных христианских истин, согревать наше сердце истинною любовью к добру, наполнять нашу волю благоугодною праведностью.