В своей новой книге профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев размышляет о многовековой традиции миссионерства, связывая её изучение с проблемами дня сегодняшнего и будущего, — проблемами, важными не только для Православной Церкви, но и для всей России. С горечью говоря о демографических, нравственных и иных «больных вопросах» современности, известный богослов предлагает единственно верное, в его представлении, решение — «сбережение народа», напрямую зависящее от Церкви, которая обязана «выйти за пределы кадильного занавеса» и сделать всё возможное для обращения молодёжи в Православие, с его непреходящими, вечными ценностями.

15 «Завтра японский гражданский праздник Киген-сецу (восшествие Дзин-му на престол, то есть начало японского государства); ко всенощной звонили в большой колокол» (Св. Николай Японский. Дневник. Запись от 10 февраля 1896, понедельник // Дневники св. Николая Японского. Т. 3. СПб., 2004. С. 119). Но при этом православные отказывались исполнять приказы японских властей о совершении жестов, могущих быть понятыми как поклонение богине Аматерасу, считавшейся покровительницей японской императорской династии. И это несмотря на разъяснение японских чиновников, что «почитание богини Аматерасу есть не религия, а акт уважения к политическому строю нашего государства. Почитанием нашей богини Вы выражаете свой долг признательности нашей стране» (См.: Дьяков И. А. Аматерасу. Правда о пережитом в Трехречье за веру и отчизну // Священник Дионисий Поздняев. Православие в Китае, 1900—1997 гг. М., 1998. С. 193).

16 Деяния Андрея и Матфия в городе людоедов // Деяния апостола Андрея. М., Индрик, 2004, с. 45. Еще одно научное издание: Греческие предания о св. апостоле Андрее. СПб., Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005. Т. 1. Жития. Переложение: прот. Сергий Петровский. Жизнь, труды, мученическая кончина и прославление святого апостола Андрея Первозванного. Одесса, 1919 (репринт — СПб., 2003). С. 169.

17 Однако св. Иоанн Златоуст полагает, что апостолы именно по тому, кому какой язык был дан в эту минуту, поняли кто в какую страну должен идти (см.: Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов. М., 2006. С. 119). Св. Григорий Богослов из двух мнений: а) апостолы говорили на одном языке, но каждый слушатель понимал по-своему; б) именно апостолы разноязычили — выбирает второе (Там же. С. 126).

18 См.: Св. Григорий Нисский. Слово о жизни св. Григория Чудотворца // Творения св. Григория Нисского. Ч. 8. М., 1872. С. 143.

19 Св. Григорий Нисский. Слово о жизни св. Григория Чудотворца // Творения св. Григория Нисского. Ч. 8. М., 1872. С. 193.

20 Архим. Макарий Глухарев. Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе, 22 // Нестеров С. В. Словом и житием наставляя: Жизнь и труды преподобного Макария Алтайского. М., 2005. С. 294.

21 Св. Николай Кавасила. Богословские труды: Христос. Церковь. Богородица. M., 2002. С. 196.

22 Цит. по: Герье В. Блаженный Августин. М., 2003. С. 151.

23 Созомен. Церковная история. СПб., 1851. С. 133. «Церковные истории» Евсевия, Евагрия, Созомена, Филосторгия и «Знаменитые мужи» Иеронима о Фрументии ничего не сообщают.

24 Иванов С. А. Византийское миссионерство. М., 2003. С. 201.