В своей новой книге профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев размышляет о многовековой традиции миссионерства, связывая её изучение с проблемами дня сегодняшнего и будущего, — проблемами, важными не только для Православной Церкви, но и для всей России. С горечью говоря о демографических, нравственных и иных «больных вопросах» современности, известный богослов предлагает единственно верное, в его представлении, решение — «сбережение народа», напрямую зависящее от Церкви, которая обязана «выйти за пределы кадильного занавеса» и сделать всё возможное для обращения молодёжи в Православие, с его непреходящими, вечными ценностями.

74 «Если эллинизм до сих пор не достиг еще желаемого успеха, то виноваты в том мы сами, его последователи. Боги сделали для нас много хорошего, выше всякого желания и надежды. Несколько прежде никто не смел и желать столь важной перемены, происшедшей в короткое время, но думаешь ли, что довольно этого? Мы и не замечаем, что безбожие (так Юлиан называл христианство) особенно возрастает любовию к странникам, заботливостию о гробах умерших и наружною святостию жизни. Я думаю, что и нам поистине надлежит исполнять все это. И быть таким надлежит не только тебе одному, но и всем жрецам Галатии, которых то стыдом, то убеждением старайся делать добрыми. Если у иудеев никто не просит милостыни, а нечестивые галилеяне кроме своих питают еще и наших, то не постыдно ли, что свои от нас не получают помощи. Мы по беспечности срамим сами себя и еще более роняем благоговение к богам» (Юлиан. Письмо 84, Арсакию, верховному жрецу Галатии; 362 год; цит. по: Созомен. Церковная история, 5,16).

75 Св. Иоанн Златоуст. К молодой вдове, 1,2 // Творения. Т. 1. СПб., 1898. С. 376.

76 История российской духовной миссии в Китае. M., 1997. С. 55.

77 Архидиакон Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в первой половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. М., 2005. С. 244.

78 Полное собрание русских летописей. Т. 9. Никоновская летопись. M., 2000. С. 58—59.

79 Там же. С. 64.

80 Иванов С. А. Византийское миссионерство: можно ли сделать из «варвара» христианина? М., 2003. С. 58.

81 Единственное исключение — рукопись XV века «Кодекс Бандури 3025». См.: Бибиков М. В. Byzantinorossica. Свод византийских свидетельств о Руси. Ч. 1. M., 2004. С. 64. Однако это единственное свидетельство исследователь отчего-то не цитирует ни приводит подробно.

82 «Здесь существовала мощная традиция христианскои учености, ничего не получившей от греческого или латинского Запада, но непосредственно связанная с традицией еврейских синагогальных школ» (Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Единство Империи и разделения христиан // Протопресвитер Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточнохристианская мистика. М., 2000. С. 84).

83 Воронец Е. Н. Несколько слов о Православном Миссионерском обществе и должном развитии его деятельности. М., 1885. С. 17. Преп. Макарий развивал у алтайцев институт восприемничества, через что «приучал их к оседлому образу жизни» (Нестеров С. В. Особенности миссионерского служения просветителя Алтая // Миссионерское обозрение. М., 2007, № 7. С. 18). Кстати, это отрицание принципа миссионерской инкультурации: предполагается, что приятие христианства должно изменить весь стиль жизни неофита, сама же его родная культура при этом оценивается крайне пессимистично — как всецело закрытая для христианства.

84 Энциклопедия Свиды, «Аполлинарий».