Архимандрит Киприан (Керн)

Несколько больше находим у Игнатия Богоносца. Хотя он и не говорит самого слова "усыновление", "сыновство", однако, он знает, что надо "достичь Бога"232 или "достичь Иисуса Христа"233. Это не только чисто нравственное уподобление, это мистика непосредственного единения с Богом234. Христиане суть по посланию к Траллийцам "ветви Креста"235.

Для св. Игнатия эта мистика богообщения, а, следовательно, и обóжения осуществляется в том, что христианин есть храм Христа. Это совершенная традиция ап. Павла. Надо, чтобы Христос "жил в нас, и чтобы мы были храмы Его, и чтобы Он был в нас, Бог наш"236. Таким образом, христиане становятся "богоносцами"237, и они имеют часть с Богом238. Достигается это стяжанием Святого Духа, "чтобы было единение плотское и духовное"239.

Об этом состоянии духовного совершенства говорит и псевдоВарнава240. Христиане делаются "духовными", "совершенным храмом Богу". Воплощение Сына Божия понимается им исключительно сотериологически241.

Вообще же мысль ап. Павла о том, что наше тело есть храм Св. Духа повторяется неоднократно в разбираемых памятниках242.

Вера в воскресение и личное бессмертие ясно выражается в памятниках послеапостольского времени. "Дидахи" говорит о бессмертии и бессмертном начале243. ПсевдоВарнава знает воскресение244. Св. Климент ищет доказательств "будущему воскресению" в смене дня и ночи, в произрастании растения из согнившего семени, в восстающем из пепла Фениксе245. О воскресении пишет св. Игнатий Траллийцам246 и Ефесянам, поучая о том, что "евхаристия есть лекарство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее вечную жизнь в Иисусе Христе"247.

Прославление тела, высказанное еще ап. Павлом в его проповеди воскресения, затрагивается и в писаниях апостольских мужей.

Св. Климент Римский пишет: "да спасется во Христе целое наше тело"248. Так наз. "второе послание Климента" учит о получении возмездия во плоти249. Эта плоть может получить жизнь к нетление, благодаря соединению с нею Св. Духа". При этом "соединение" означено словом ??????????? от глагола ?????? ? склеиваю, слепляю250.

Эта вера в прославленную плоть имеет в этом памятнике интересную связь с учением о так наз. "предсуществовании Церкви". Из этой екклезиологической темы могут быть сделаны интересные выводы и для учения о человеке. Церковь и Христос представляются, как женщина и мужчина. "Эта плоть есть вместообраз духа. Поэтому, никто, кто растлит вместообраз, не причастится подлинного. Если мы говорим, что тело есть Церковь, а дух Христос, то обесчещивающий тело, бесчестит Церковь. Таковый не причастник духа, Который есть Христос"251.

Интересное место занимает в этом отношении "Пастырь" Ерма, произведение, как указывалось, скорее профетикоапокалиптическое, чем богословский трактат. В нем, тем не менее, можно найти очень определенное верование в светлое предназначение плоти человека. Как и разобранные памятники, он учит об обитании Св. Духа в плоти, и всякая плоть, в которой Св. Дух обитает, будет оправдана252. так как "Бог обитал в этой плоти, то, таким образом, прославится Господь, Который в тебе обитает"253. Дух есть источник жизни человека254. И "все семя наше будет обитать с Сыном Божиим"255.

В своей христологии, поскольку она выражена в притче о работнике в винограднике Божием, Ерма соскальзывает в адопционизм, но касательно самой природы человека у него православная концепция более поздних времен. Это позволяет ученым исследователям делать такой вывод: "человеческая природа, которая в своем земном существовании была соединена с Духом, после своего воскресения и вознесения приобщается к тому же Духу. Она входит, так сказать, в Божественную Семью и становится Сыном Божиим"256.

Вообще же надо признать, что у писателей послеапостольского века их общее настроение значительно удалилось от мистических прозрений ап. Павла и еванг. Иоанна. "Мистическое чувство Христа в собственном смысле этого слова не соответствует разумному и строгому стилю этих писателей. И хотя у Игнатия и звучат иногда звуки мистики ап. Павла, но в главном он стоит на другом основании и в других с ним взаимоотношениях"257.

Апологеты