Стеняев Олег /Беседы на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

Бога никто не видел никогда, вот почему в Откровении Сидящий на престоле Бог Отец видом подобен камню яспису. Вот эта неопределенность — камень яспис — это тайна непостижимости Бога, Которого мы можем постигать постольку, поскльку Он Сам открывает Себя нам в Сыне Своем. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1,18). Что Он явил? Он явил характер Бога. Он показал, как Бог относится к нам.

Иудеи не знали, как Бог относится к ним. Они догадывались, что Он очень строго относится к ним. А оказывается, Бог любит нас. В Писании сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир (это сказано о Боге Отце, - О.С.), — что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). Евреи не знали Бога Отца как Отца, обращаясь к Богу, они не говорили «Отче». В чем они обвиняли Иисуса Христа?

Главное обвинение было в том, что Он почел Себя Сыном Божиим. В их понимании это означало сделать себя равным Богу. Но евреи почему-то не обратили внимание на то, что Иисус Христос предлагает и всем верующим осознать сыновство Богу. Сыновство Иисуса Христа Богу Отцу — оно по вечному рождению от Отца, а наше сыновство — по благодати, по милости Божьей дается нам как дар.

Ни мусульмане, ни иудеи не обращаются к Богу, как к Отцу. Они боятся Бога, они говорят: — Милостивый, милосердный: Бисмилля рахман рахим. Или иудеи говорят: — Адонаи эхад — Господь един. Для них, в иудаизме, слово «Един» — это самое полное выражение сущности Бога. И только в христианстве Бог как бы входит в семейственные отношения с нами и называется нашим Отцом.

И обращаясь к Нему, мы можем говорить: «Отче наш». Какая глубокая тайна, какая важная тайна для укрепления нашей веры! Бог не устранен от нас, как представляется у других религий — что Он где-то высоко-высоко и совершенно недостижим, — напротив, «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1,12).

«И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису» (Откр.4,3). Архиепископ Аверкий говорит: «Второй камень, желто-красно-огненный сардис, означает чистоту и святость, вечно пребывающие в Боге, и грозный гнев Его к тем, которые нарушают Его волю. Соединение этих двух цветов указывает на то, что Бог карает грешников, но в то же время всегда готов простить искренне кающегося».

Представляете, вот в Боге соединено, казалось бы, несоединимое. Одновременно — и праведный гнев и милосердие. Давайте сегодня обратим внимание на Послание к Римлянам, 9 глава, 16-й стих: «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». Человек может хотеть подвизаться и подвизаться в деле спасения, но это ничего не решает, все зависит от Бога милующего.

Итак, мы видим цвета этих камней — зеленый, желтый, красный, и далее сказано: «и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр.4,3). Радуга над престолом свидетельствует о том, что милосердие доминирует. Вот если камень яспис и сардис представляют некие противоположности в Боге: гнев и милосердие, справедливость и прощение, то радуга показывает, что над всем доминирует любовь, она преобладает. Как появилась первая радуга?

Когда окончился Потоп и люди вышли из ковчега, они боялись далеко отходить от него. Они боялись, что, если опять поднимется вода, они не успеют спрятаться в ковчеге. Они были так напуганы этим Вселенским потопом, что не могли спокойно жить. И тогда Господь сказал: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.

И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» (Быт.9,13-15). То есть радуга — это удивительное явление небесное — есть свидетельство мира Божия, который заключается с миром человеческим.

И она доминирует, она над троном, над троном Божиим. И вот это напоминание Богу — есть такая своеобразная метафора. В Библии очень много метафор, вот это надо понять. Например, сказано: «одесную Бога», «очи Бога»; сказано: «Бог сошел посмотреть». Бог не имеет правой и левой стороны, он не человек с двумя руками. Ему не надо, чтобы что-то увидеть, сойти и посмотреть.

Это метафоры употребляются в Священном Писании для того, чтобы сделать повествование более доступным для нас. Поэтому нельзя буквально воспринимать то, что мы читаем, особенно о Божестве. Как сказано, «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.

Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1Кор.2,14-15). Это совершенно необходимо, особенно, если мы читаем Книгу Откровения, эту пророческую к нигу. Если сказано, что «сидящий видом был подобен камню яспису», это не значит, что Бог — камень. «Подобен» — то есть нам даются образы, символы, подобия которые мы должны постараться понять.

Но что значить «видеть» Господа, ведь сказано: «Бога не видел никто никогда…» (Ин.1,18).   «Кто может подумать, что говорит что-либо по плоти (языком – О.С.) тот, кто описывает себя пребывающим в теле (с руками и ногами в – О.С.) Духе?  Муж, в высшей степени испытанный Богом своим, ничего не воспринимает телесно, ничего земного не воспринимает.