Стеняев Олег /Беседы на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

Сам Иоанн Богослов говорит о себе: «И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного» (Откр.5,4). Здесь плач сменился на радость. Те, которые имеют гусли, играют на гуслях, «и золотые чаши, полные фимиама» Золотые чаши, полные фимиама, каждения, которые суть молитвы святых, подняты перед Богом, и все поют новую песнь, они все поют новую песнь. Это действительно ликование!

   «Жертвенники являются для нас примером каждого из праведников, откуда истинно и духовно возносится благоухающий фимиам – молитвы, исходящие от чистой совести.  Поэтому сказано у Иоанна в Апокалипсисе:  фимиам – это молитвы святых, и у псалмопевца: “Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое” (Пс.140.2).  Изображения же и подобающие жертвенные дары Богу не ремесленными художниками изготовляются, но Словом Божиим освещаются и принимают в нас образ добродетели, подобия, достигнутые прежде всякого творения, в котором есть [подобие] справедливости, благоразумия, мужества, мудрости, благочестия и примеры других добродетелей»  (Ориген, II век).

  Но триумф он, же означает и память, какою ценою приобретено спасение и создано новое священство не по плоти (иудеи), а по духу (христиане).    «Гусли, натянутые на дерево, обозначали тело Христа, преданное страданию, - то есть плоть Христа.  Золотые чаши – исповедание и поколение нового священства» (Викторин Петавийский, нач. IV века).

  Какие же слова этой песни? — «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр.5,9-10). Мне кажется, к таким словам ничего нельзя прибавить. Я просто перечитаю их еще один раз.

«Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан»… Был ли за нас кто-то заклан из Ангелов, Архангелов, Херувимов, Серафимов? Нет. Был ли кто-нибудь из святых, понесших грехи мира на себе? Нет. «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле».

В Православной Церкви есть учение о всеобщем царственном достоинстве каждого православного христианина. Есть сугубое царственное достоинство, когда человека помазывают в цари. А чем его помазывают? Святым миром. Правильно? А вас разве не помазывали святым миром? Помазывали. Вы — тоже царственное достоинство Божие. А цари — они сугубое достоинство, их два раза помазывают.

Но вы также и народ священный, каждый из вас может молится дома, читая утренние и вечерние молитвы, матери могут благословлять своих детей, отцы благословляют своих детей, мужья благословляют своих жен. Семья называется домашней церковью. Итак, мы видим, братья и сестры, поистине мы соделались царственным священством Богу нашему. И далее сказано: «И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев» (Откр.5,11). Все пришло в движение от этой радости!

«и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» — никто не может определить их число. Такое ликование началось на н ебе, такое торжество! «Которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр.5,12-13).

  Как же Земная Церковь может присоединится к ликованию Церкви Небесной; и вославить Его за дар спасения? Как мы воспоем Его, и что кроме фимиама вещественного можем предложить Ему, особенно тогда когда приступаем к Его Телу и Крови?   «Нам подобает искать Господа как в сиянии света добрых дел, так и в исполненной благодати духовной молитве.

  Поэтому, хорошо поступили женщины, о которых рассказывают, что они придя рано утром ко гробу, принесли с собой приготовленные ароматы.  Наши ароматы – это наши голоса в молитве, в которой мы вверяем Господу желания нашего сердца, что подтверждает апостол Иоанн, описывая чистейшие, самые сокровенные желания святых: “имели, - говорит он, - золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых”.

Что по-гречески зовется ароматами, по-латыни – благовония.  Таким образом, мы приносим рано утром ароматы ко гробу Господню, вспоминая о страданиях и смерти, которые Он претерпел за нас, и внешне являем ближним свет добрых дел, в то время как внутри наше сердце охвачено чистым и ласковым пламенем покаяния.  Так следует поступать постоянно, но в особенности, когда мы входим в церковь для молитвы и когда приближаемся к алтарю, чтобы принять таинство Тела и Крови Господа» (Беда Достопочтенный, VIII век).

  И последний стих 5 главы начинается такими словами: «И четыре животных говорили: аминь» (Откр.5,14). Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна подтверждают эту истину: Сын Божий умер за наши грехи. Вот почему сказано: «И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков» (Откр.5,14).

Патриархи Ветхого Завета, двенадцать сыновей Иакова кланяются, это поклонение совершается от лица всех ветхозаветных людей. И двенадцать апостолов Иисуса Христа кланяются, совершая поклонение от всех новозаветных людей, — а значит, и от нас с вами, — благодаря Бога за великую милость дарованного нам спасения. Итак, на этом заканчивается наша сегодняшняя беседа, мы сегодня вернулись к изучению 4 главы, рассмотрели 5 главу, и если мы будем живы и Господь позволит, то в следующее воскресенье мы начнем с вами изучение 6 главы Книги Откровения Иоанна Богослова. Спаси вас всех Христос!   Беседа 13. Конь белый: с дьяволом не играем!

Конь рыжий: прошло лето, наступает зима — копите хлеб духовный. Конь вороной: надо быть достойным болезни! Не пасите самих себя.   Братья и сестры! Сегодня мы продолжаем изучение Книги Откровение Иоанна Богослова, и мы с вами будем сегодня просматривать текст 6 главы. 6 глава начинается следующими словами: «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей…» (Откр.6,1).