Стеняев Олег /Беседы на Апокалипсис/ Библиотека Golden-Ship.ru

Это был совершенно развращенный человек, который считал себя великим танцором, имея кривые ноги, великим певцом, не имея слуха, великим поэтом, не умея писать стихи. Он мучил своих сенаторов, часами выступая перед ними. Он любил выступать даже на арене цирка перед простым народом. Все это было как-то очень дико, странно. И вот именно во дни императора Нерона произошла ситуация, о которой здесь говорится, — был как бы сдвинут светильник, как бы заколебался этот светильник.

У императора Нерона не было вдохновения. Он писал поэму о гибели Трои, и не было вдохновения. И тогда он приказал своему главному центуриону Тигеллину поджечь Рим. Город подожгли, причем с разных сторон, а император с холма наблюдал за пожаром и вдохновлялся. Держал арфу в руках, смотрел, как мечутся люди — мужчины, женщины и дети в огне. И он вдохновлялся, плакал о древних жителях Трои, сочинял свою поэму. Сгорело очень много людей заживо. Народ стал волноваться.

Все обвиняли в произошедшем именно Нерона, потому что видели центурионов, поджигающих город. Император стал успокаивать людей бесплатными раздачами хлеба. Он обещал грандиозное бесплатное представление для жителей, обещал перестроить весь город заново. Но народ продолжал роптать, и надо было кого-то обвинить в поджоге. У Нерона была жена, жидовка Помпея Сабина, из иудеев.

Ее специально, как говорит христианское предание, иудеи подсунули ему, чтобы она как-то влияла на императора. В Риме была большая еврейская диаспора. И Помпея Сабина нашептала Нерону обвинить в поджоге Рима христиан. Христиане в то время собирались тайно. В основном христиане Рима — это евреи. Но там было много и греков, много римских граждан, собственно латинян.

Это общины людей разных национальностей, разного социального положения и само это уже являлось вызовом римской политике. Ведь политика была какая? Разделяй и властвуй. А тут сидят вместе и еврей, и грек и латинян, и хозяин, и раб. Вы помните, в некоторых посланиях апостола Павла делается намек на то, что некоторые христианские рабы, имея господ-христиан, такую свободу получали, что переставали исполнять свои обязанности по отношению к своим господам.

И Павел даже предостерегал их от этого. Да, конечно, ваши господа — это ваши братья во Христе, но они же господа ваши, — делайте хоть что-то! Это был вызов римской политике — существование такой общины. Римляне были заинтересованы, чтобы каждый народ имел свою секту, свою религию, чтобы было национальное разобщение. Разделяй и властвуй.

Адольф Гитлер, кстати, когда готовил нападение на Россию, в своих директивах писал, что в будущей России в каждой деревне должна быть своя секта. И не должно быть единой религии. Так вот в Риме: собираются вместе люди разного социального положения, говорят об одном Боге. Причем Бог у них — Человек, Который распят по приказу римского прокуратора Понтия Пилата, то есть преступник, с точки зрения римского права.

Что это за религия, если их Бог — это Человек, Который был признан по римским законам преступником и даже был казнен? Итак, для Нерона нашелся удачный выход из затруднительной ситуации, для иудеев — возможность раз и навсегда покончить с христианами. Император отдал приказ. Христиан стали хватать. Хватали мужчин, женщин, детей, стариков.

И вот, светильник действительно пошатнулся. Погибло несколько десятков тысяч христиан. Несколько десятков тысяч! В основном это были евреи. Тогда, я думаю, во второй половине I века они составляли большинство христианской общины. Во время этих гонений были схвачены два апостола — первоверховные Павел и Петр. Петр был распят на кресте вниз головой. Павел был обезглавлен.

Христианских детей, мальчиков и девочек, зашивали в звериные шкуры, как описывают сами языческие историки, — у Тацита есть такие описания, — в шкуры волчат, лисиц, и поджигали, обливая смолой. Они носились по парку, а римляне из луков стреляли в эти живые факела. «А если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» (Откр.2,5-6). Что значит: «если не покаешься», вить некоторые так нагрешили что и надежду на прощение потеряли. Но прощение и возможно через покаяние.   «Я удивляюсь, что некоторые так упрямы, что не признают, что павшим необходимо раскаяние или считают, что раскаявшимся нужно отказать в прощении, когда написано: “вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела”.

  Во всяком случае, это говорится тому, о ком известно, что он ниспал, и кого Господь призывает снова, через дела, подняться, потому что написано: “милостыня избавляет от смерти” (Тов 4:10). Милостыня в этой жизни может помочь, от физической смерти отодвинуть нашу судьбу; а далее смотри, что Киприан пишет: « Но, однако, не от той смерти, которую однажды уничтожила кровь Христи и от которой нас освободила благодать спасительного крещения и нашего Искупителя, но от той, которая позже незаметно прокралась через грехи» (Киприан Карфагенский, III век).

  То есть в той жизни медяками не откупишься, только временное послабление получишь. А спасение обретаемое во Христе, от вечной смерти, ада и огня спасает. А кто такие николаиты? Николаиты — это, наверное, первая ересь, которая возникла внутри христианства и о которой сообщается в книгах Нового Завета. Николаиты настолько уверовали в благодать Божью, в Божие милосердие, что считали, будто греша они даже будут притягивать к себе благодать.

Помните, апостол Павел в Послании к р имлянам как раз говорит об этом? Вот этот след николаитов он почувствовал, он говорит: «Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?» И делает вывод: «Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Рим.6,1-2). А эти люди, николаиты, так и считали, что надо грешить, — чем больше мы будем грешить, тем больше будет умножаться благодать, а так как язычники вообще любят грешить — их еще больше к нам придет.