Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

Видите, как все сложно, какова цена одного слова. В Писании сказано, что за каждое слово человек даст отчет: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 37). Сейчас к нам приезжают многие богословы, даже те, которые называют себя христианами, и предлагают новые направления в богословской мысли – экуменическое, например.

Но в книге Притчей Соломоновых есть прекрасные слова: Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти (Притч. 14, 12). Экуменизм – это объединение всех. Как хорошо быть вместе! Сам Господь Иисус Христос призывал нас к единству. Разве мы, православные, против единства? Мы – за единство. Но – во Христе и со Христом! Был как-то вечер радиостанции “Радонеж”, на котором показывали кадры с экуменической конференции в Австралии.

Я испытал состояние шока: идут наши владыки, наши батюшки; за ними – католики, представители разных протестантских направлений, а вокруг приплясывают местные аборигены с приделанными хвостами и обмазанные ритуальной грязью. Довелось мне по миссионерским делам зайти к кришнаитам – они тоже мажутся коровьим калом. Мне стало интересно, и я поинтересовался, как это и зачем.

Объяснили, что его надо поймать, пока оно не упало на землю – тогда это божественное”. А если упало, то уже принадлежит стихии этого мира. Спрашиваю: “Так что, вы с тазами за коровами бегаете?” Вот где благодать в их понимании. Нам сейчас предлагают такие пути, что только сумасшедший может их принять. Надо серьезно относиться к вере. И Ревекка проявляет целомудрие в вере.

Она не спрыгивает с верблюда, не бежит навстречу идущему. Она спрашивает у раба, кто этот человек, идущий по полю навстречу им. Так и мы должны довериться голосу Духа Святого в церкви. И вот, Исаак и Ревекка стали жить вместе. И зачала Ревекка, жена его. Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? (Быт. 25, 21-22).

Этот текст имеет очень большое значение: ведь биться, сопротивляться может только одна личность по отношению к другой. Значит, нерожденный ребенок – это, по Библии, личность. Вы знаете, как возрадовался Иоанн Креститель во чреве матери. И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя: Исав.

Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков (Быт. 25, 24-26). Чечевичная похлебка   Исаак по-еврейски означает смех, Ревекка – петля, Исав – волосатый, Иаков – обманщик. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.

Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова (Быт. 25, 27-28). Отец больше любил Исава, охотника, человека мужественного и приносившего пользу. А мать любила кроткого Иакова, державшегося поближе к ней. Женщины всегда отдают предпочтение детям, более нуждающимся в их помощи. Однажды произошел случай, который показал внутреннее состояние обоих братьев.

Исав, этот косматый охотник, пришел с поля усталый и голодный. Иаков готовил в это время чечевичную похлебку. Исав увидел это и говорит брату: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал (Быт. 25, 30). В Библии дважды повторяется слово красное: красного, красного, – говорит Исав. Сейчас тоже есть много людей, желающих красного, красного.

Эти люди забыли, сколько безбожники, сторонники красного язычества, уничтожили наших соотечественников. И меня поражает то, что красных безбожников поддерживают, в основном, люди пожилого возраста. Они тоже хотят поесть красного – дешевой колбасы, продуктов. Мы говорили с вами о доброй старости. Но бывают ситуации, когда человек доживает до седых волос, так и не поняв, что есть что.

Как сказано в Библии, они не могли отличить правой руки от левой и левой руки от правой. Мы не должны поддерживать безбожников в нашей стране, в какие бы одежды они ни рядились. Враги православной веры – наши противники. Хитрый Иаков, видя такое состояние брата, говорит ему: Продай мне теперь же свое первородство (Быт. 25, 31). А что такое первородство?

Это – большие права, которыми обладает первенец по сравнению с другими детьми в семье. Исав в данный момент озабочен едой. Он не видит беды в том, чтобы дать брату возможность называться первым. Да и вообще, весь этот разговор он вряд ли воспринимал всерьез, для него это была всего лишь игра. Разумеется, в родительском доме Исава накормили бы и без этой сделки.

Он, шутя и играя, преступает границу дозволенного, не думая о последствиях. Он хочет есть сейчас! Но совсем по-иному воспринимает эту ситуацию обманщик Иаков. Пользуясь случаем и простотой своего брата, он, расчетливый и дальновидный, вынуждает Исава: Поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал (Исав) первородство свое Иакову (Быт. 25, 33). И вот что получилось.

Исаак, состарившись, решил дать благословение старшему своему сыну, поставить его патриархом над народом Божиим. Он послал Исава поймать дичь, приготовить любимое его кушанье и принести ему. Ревекка, услышав этот разговор, задумала коварство. Как мать, она любила обоих сыновей, но старший был крепкий и сильный, человек полей (Быт. 25, 27) и мог сам за себя постоять.