Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова (Быт. 25, 27-28). Отец больше любил Исава, охотника, человека мужественного и приносившего пользу. А мать любила кроткого Иакова, державшегося поближе к ней. Женщины всегда отдают предпочтение детям, более нуждающимся в их помощи. Однажды произошел случай, который показал внутреннее состояние обоих братьев.

Исав, этот косматый охотник, пришел с поля усталый и голодный. Иаков готовил в это время чечевичную похлебку. Исав увидел это и говорит брату: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал (Быт. 25, 30). В Библии дважды повторяется слово красное: красного, красного, – говорит Исав. Сейчас тоже есть много людей, желающих красного, красного.

Эти люди забыли, сколько безбожники, сторонники красного язычества, уничтожили наших соотечественников. И меня поражает то, что красных безбожников поддерживают, в основном, люди пожилого возраста. Они тоже хотят поесть красного – дешевой колбасы, продуктов. Мы говорили с вами о доброй старости. Но бывают ситуации, когда человек доживает до седых волос, так и не поняв, что есть что.

Как сказано в Библии, они не могли отличить правой руки от левой и левой руки от правой. Мы не должны поддерживать безбожников в нашей стране, в какие бы одежды они ни рядились. Враги православной веры – наши противники. Хитрый Иаков, видя такое состояние брата, говорит ему: Продай мне теперь же свое первородство (Быт. 25, 31). А что такое первородство?

Это – большие права, которыми обладает первенец по сравнению с другими детьми в семье. Исав в данный момент озабочен едой. Он не видит беды в том, чтобы дать брату возможность называться первым. Да и вообще, весь этот разговор он вряд ли воспринимал всерьез, для него это была всего лишь игра. Разумеется, в родительском доме Исава накормили бы и без этой сделки.

Он, шутя и играя, преступает границу дозволенного, не думая о последствиях. Он хочет есть сейчас! Но совсем по-иному воспринимает эту ситуацию обманщик Иаков. Пользуясь случаем и простотой своего брата, он, расчетливый и дальновидный, вынуждает Исава: Поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал (Исав) первородство свое Иакову (Быт. 25, 33). И вот что получилось.

Исаак, состарившись, решил дать благословение старшему своему сыну, поставить его патриархом над народом Божиим. Он послал Исава поймать дичь, приготовить любимое его кушанье и принести ему. Ревекка, услышав этот разговор, задумала коварство. Как мать, она любила обоих сыновей, но старший был крепкий и сильный, человек полей (Быт. 25, 27) и мог сам за себя постоять.

Младший же, домашний, живущий в шатрах, был несамостоятельным. Ему нужно было отцово благословение. И Ревекка затягивает петлю обмана на шее собственного любимого сына. Иаков еще не понимает, что означает его имя. Не знает, что обманщик будет обманут. И он охотно подыгрывает матери в ее дурной затее. Мать, пользуясь тем, что у Исаака к старости притупилось зрение, говорит Иакову, чтобы тот, надев на себя шкуры молодых козлят, подошел к отцу и, представившись Исавом, получил отцово благословение.

Иаков так и сделал: взяв приготовленную матерью пищу, вошел к отцу и представился Исавом. Голос выдает его. И отец просит подойти его поближе, чтобы удостовериться в том, что это действительно его сын, Исав. Иаков подходит, отец трогает его, чувствует грубую волосатую кожу. Да, это человек степей, сын полей. И Исаак благословил Иакова. Через некоторое время приходит за благословением Исав, выполнивший наказ отца поймать и приготовить дичь. Но дело уже сделано.

И как тот монах, пришедший к своему монастырю и услышавший: “Ты уже не монах, да ты уже и не христианин”, – он узнает, что брат его получил благословение. Вспомнил он тогда чечевичную похлебку, да дело сделано. А что будут вспоминать те, кто собирается голосовать за безбожников, когда будут разрушать храмы? Когда будут расстреливать священников? Многое тогда стоит вспомнить. Обман не принес счастья Иакову. Отец отсылает его от себя за обман.

Он уходит из семьи и вернется в свой дом только тогда, когда Исаак уже умрет. Тогда Исав не станет спорить с ним, стоя у тела умершего отца. Может быть, когда-нибудь и наши политические течения примирятся между собой, но не дай Бог, чтобы это было как у Исава с Иаковом – стоя перед “мертвым телом” истерзанной России. Обманщик всегда будет обманут   Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце.

И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; (не бойся). Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему (Быт. 28, 10-13).

Этому удивительному видению Иакова в толковой Библии дается такое истолкование: лестница от земли до неба – это выражение тесной связи земли с Небом, напоминание человеку, что он не оставлен Богом наедине с мировыми силами природы. Есть еретические лжеучения, утверждающие, что Бог, сотворив мир, устранился от дальнейшего участия в судьбах мира.

И все происходящее в мире совершается как бы само по себе, а Творец – в стороне: почил от своих дел. Но лестница Иакова показывает, что Бог все время рядом, Он не вмешивается без нужды, но готов прийти на помощь человеку в нужный момент. Может быть, нашу землю ждут великие потрясения. Могут наступить времена страшных гонений, но Бог никогда не оставит верующего человека.