Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

Праведники услышат: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Нераскаянным же грешникам будет сказано: идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его (Мф. 25, 41). Что такое вечность? Что такое вечные муки? Что ждет людей во время Царства славы? Об адских мучениях святитель Иоанн Златоуст писал так: Нестерпима геенна и мучения в ней, впрочем, если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастием лишиться одной блаженной славы (славы в Царствии Отца Небесного)

, и возненавиденну быть от Христа и слышать от Него: не вем вас (не знаю вас)... Ибо лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лице Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас. В Евангелии от Матфея сказано: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 8, 11-12).

Наказания вечности будут разными: одни будут в гееннском огне, других будет съедать червь, третьи будут в кромешной тьме. По-разному люди грешили и по-разному они будут наказаны. Сынами царства, которые будут извержены во тьму внешнюю, здесь названы те христиане, которые были таковыми только по названию, но не жили по вере православной, не сохранили своего достоинства.

В Синайском патерике, в слове 55-м, есть история о том, как некий старец имел беспечного ученика. И когда старец говорил ему: “Брат, позаботься о своей душе, ведь умрешь – и на мучения идти”, он не обращал внимание на эти слова. И вот ученик этот умер. Старец молился, чтобы дано ему было видеть, в каком состоянии пребывает его ученик: “Бог наш, дай мне увидеть душу брата”.

И однажды сподобился он видения: ад, ученик его в геенне огненной, только голова торчит наружу. С ужасом воскликнул старец: “Не этой ли муки ради молил я тебя позаботиться о душе своей, чадо?” На что несчастный ученик его ответил: “Слава Богу, отче, что по крайней мере голова моя в покое находится – по молитвам твоим на голове епископа стою”. Старец дивился: на чем это он стоит? На голове епископа!

В Писании сказано: И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48). Если ты крестился, то с тебя будет спрашиваться как с крещеного, то есть больше, чем с человека некрещеного. Если ты прислуживаешь в храме, хотя бы пол только подметаешь, то с тебя будет спрошено больше, чем с просто приходящего в храм и уходящего из него.

Если ты стал чтецом, певчим в храме, ответственность твоя еще больше. Если же ты стал диаконом, пресвитером, епископом, с тебя будет спрошено очень много. Величайшая ответственность ложится на твои плечи. Если мы принадлежим Церкви, это еще не значит, что мы будем обязательно спасены. Если мы не сохраним до конца своей веры, то не получим никаких наград от Господа и будем утешать себя, как тот ученик: хорошо хоть голова из геенны торчит, не в пример епископу.

Святитель Иоанн Златоуст говорил так: Знаю, что многие ужасаются только одной геенны, но я думаю, что лишение оной славы (славы с Богом) есть мучение жесточайшее, нежели геенна... Услышавши об огне, не думай, будто тамошний огонь похож на здешний. Этот что захватит – сожжет и изменит на другое. А тот, кого однажды обымет, будет жечь всегда и никогда не перестанет, почему и называется неугасимым.

Ибо и грешникам надлежит облечься в бессмертие... а сколь это ужасно, того и представить ум никогда не может. Один из русских подвижников говорил: “Если хочешь представить себе ад, возьми свечку, зажги и держи над ней руку, пока можешь. Потом отдерни руку и скажи себе: “А из ада тебя никто не вынет””. Церковь учит, что адские муки будут вечные, что они никогда не прекратятся.

Замкнут круг адских мучений, нестерпимая вечная боль ждет грешников. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46). Церковь осудила учение Оригена о всеобщем спасении. Есть такие либералы-богословы, которые утешают, что в итоге спасутся все. И грешники тоже – погорят немного в огне, а потом прощены будут. И демоны спасутся, и диаволы раскаются.

Пятый Вселенский Собор категорически осудил это учение. Не стоит обманывать себя. Человек, воскресший во плоти, получает неумирающее тело. И вся природа вокруг него изменяется. И огонь становится неугасимым. И вся жизнь – вне времени. Святитель Климент Римский, один из древнейших богословов апостольского века, учил: Бессмертны все души – и нечестивых, для которых было бы лучше, если бы они не были нетленны, потому что мучаясь бесконечным мучением в огне неугасимом и не умирая, они не будут иметь конца своему бедствию.

Это та вечность, которая поглотила уже огромное количество людей – двадцать миллиардов человек жило и умерло на земле со времен Адама. Как вы думаете, сколько из них находится в аду? Миллиарды людей уже вошли в круг преддверия адских страданий. Святые отцы говорили: Держи свой ум в аде и не согрешишь вовек. Иными словами, помни об участи грешников – и страх мучений остановит тебя перед грехом.

Что же ждет в Царстве славы верующих людей. В Евангелии от Иоанна сказано: В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я (Ин. 14, 2-3). Господь будет с верующими в Него. Он будет с нами в вечности, если мы сподобимся войти в Царство славы.

И будем мы вечными причастниками радости, которую мы испытываем сейчас только на Божественной литургии, когда причащаемся Святых Христовых Таин. Святитель Киприан говорит: Какая будет слава, какая радость удостоится того, чтобы зреть Бога, и вместе со Христом, Господом, вкушать радость спасения и вечного света; приветствовать Авраама и Исаака, и Иакова, и всех патриархов и пророков, и апостолов, и мучеников, вместе со святыми и друзьями Божьими наслаждаться дарованным бессмертием и получить то, чего не видело око, не слышало ухо, и что на сердце человеку не восходило.