Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

Видя бесполезность разговора с Адамом, Господь обращается к Еве: может, в ней найдется покаяние? Может, с нее начнется дело спасения первозданного человечества? В Священном Писании сказано: Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? (1 Кор. 7, 16). И многие верующие жены действительно спасают своих неверующих мужей по слову Божию. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала?

Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела (Быт. 3, 13). Итак, мы видим: Адам сваливает вину на жену, косвенно при этом обвиняя Бога, а жена во всем винит змея. О, как же похожи мы на своих прародителей! Мы готовы обвинять кого угодно в своих собственных грехах, в своих заблуждениях, но только не самих себя – только бы не признаться в том, что именно мы сами виноваты перед Богом, именно мы согрешили, именно мы от темени головы до подошвы ног покрыты грехами.

Очень часто на исповеди я слышу вместо покаяния оправдания. Один говорит: это мои родители довели меня до этого, другой обвиняет друзей или соседей, третий – посторонних людей. Но несмотря на то, что мы готовы обвинять всю вселенную, надо помнить, что в Судный день каждый из нас будет давать отчет перед Богом именно за свои поступки. Один старец, поясняя значение подлинной исповеди, сказал мне: “Подлинная исповедь – это когда ты обвиняешь только себя.

Когда же ты показываешь на другого человека, помни, что три пальца смотрят на тебя!” По падшей человеческой природе мы устроены так, что, подобно нашим прародителям, постоянно себя оправдываем. А задача наша на исповеди – начать обвинять, обличать себя. И если на исповеди обвиняешь себя, Бог становится твоим оправданием. Бог не спрашивает змея: “Змей, где ты, что ты сделал?

” Из этого Церковь делает вывод, что покаяние для диавола закрыто. Если бы для диавола существовала возможность спастись, Господь непременно использовал бы эту возможность. Преподобный Иоанн Дамаскин свидетельствует о падших духах в своем “Точном изложение православной веры” (2, 4): Ибо после падения для них невозможно покаяние, подобно тому как и для людей оно невозможно после смерти.

В “Толковом Евангелии” сказано: О, что сотворим, братие, егда никтоже будет предстоящий, ни помогающий, ни отец, ни мати, ни сын, ни дщи, ни внучата. Всякий бо тогда нужду свою имать, о других же пещися не может. Брат не может помощи тамо, ни сестра, ни друг, ни ближний, ни мудр познаваемый, ни имения злата, ниже ино что человеческое, но си вся непостоянно будут одержимы страхом и боязнью осуждения.

Именно сейчас, пока мы еще живы, пока не наступил страшный и нелице-приятный суд, человек должен найти в себе самом смелость с Божией помощью осудить себя в грехах, совершенных им во дни своей земной жизни. И в тот момент, когда мы вопреки падшей нашей природе станем не оправдывать, а осуждать себя, в тот момент сам Господь Бог станет оправданием нашим.

Не об этом ли молился псалмопевец Давид: Благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих, и судам Твоим научи меня (Пс. 118, 108). Но первое человечество не пошло по пути самообвинения, по пути покаяния.   Наказание Четыре наказания даются Господом роду человеческому. Обращаясь к Еве, Он говорит: Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал, сказав “не ешь от него”, проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей (Быт. 3, 16-17). И кроме того, дал Бог два общих наказания человечеству: Прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 19), то есть Господь говорит, что отныне, сколько бы ни прожил человек на земле, рано или поздно он все равно умрет.

И еще одно общее наказание – Господь изгоняет Адама и Еву из рая, а чтобы они не могли вернуться и вкусить от дерева жизни, Он ставит у ворот сада Едемского херувима с пламенным мечом в руке. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что херувим с пламенным мечом обращающимся – это символ враждебных отношений между людьми и Богом, мир же между человеком и Богом был восстановлен только тогда, когда по воскресении из мертвых Иисус Христос, явившись ученикам своим, сказал: Мир вам (Ин. 20, 21).

Господь, без сомнения, не мог оставить изгнанных из рая наших прародителей без надежды на грядущее спасение. И еще в раю для согрешивших прародителей наших прозвучало первое Евангелие, первая Благая весть о Спасении, о Господе нашем Иисусе Христе. Слова первого Евангелия, как воинский клич, обращены к змею: И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3, 14).

Кто здесь – жена, кто – семя жены, кто – семя змея? О чем здесь речь? Здесь говорится о борьбе сил зла со Святой Церковью. Под женою святые отцы понимают Святую Православную Церковь, непрестанно ведущую борьбу с семенем змиевым. Семя змия – это и плевелы на ниве Божией, и сыны погибели, это и сам антихрист, который будет вести великую брань против Святой Церкви.

Но сказано, что тот, который будет от семени жены, будет поражать змея в голову, а змей будет жалить его в пяту. Без сомнения, Церковь всегда будет одерживать победу над диаволом, и прежде всего Церковь в лице Главы ее Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Именно Он, Иисус Христос, одержал победу над древним змеем и сокрушил его главу. Нас ради человек и нашего ради спасения принял Господь наш на себя человеческую плоть немощную, облекся в человеческое тело.

И диавол через слуг своих истязал эту плоть: иудеями она была оплевана, римскими бичами истерзана, гвоздями к кресту прибита, копьем прободена. Это все, что мог сделать диавол в своей непреходящей злобе против Сына Божия. Победа была одержана Сыном Божиим. В тот момент, когда на голгофском кресте Сын Божий возгласил: Совершилось! – он провозгласил победу над змием древним, ту победу, о которой в Откровении Иоанна Богослова сказано: И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.