Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и изверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет (Откр. 20, 1-3). Святой Андрей, архиепископ Кесарийский, истолковывая это место из Откровения, говорил: Здесь говорится о бывшем во время страданий Господа низвержении диавола, когда его, почитавшего себя сильным, всемогущий Христос, Бог наш, связал, избавил нас от его власти и осудил его на ввержение в геенну.

Святитель Иоанн Златоуст восклицает в одной из своих проповедей: Он сошел на землю, чтобы нас вознести на небеса, содеялся человеком, чтобы нас сделать богоподобными. Да, тайна спасения очень велика. Она была непостижима для Адама и Евы. Им очень хотелось, чтобы Господь поскорее послал от семени жены (под именем жены отцы понимают и Пресвятую Деву Марию)

Сына Своего для спасения рода человеческого. Само имя Ева, то есть жизнь, которое Адам дал жене своей, свидетельствует о напряженности этого ожидания. И как обрадовалась Ева, родив первого своего сына, сказав: Приобрела я человека от Господа, и как велико было ее разочарование, когда оказалось, что это – не Спаситель, а первый человекоубийца Каин.

Через сие Господь показывает, что людям надлежало до конца испить ту чашу, которую они сами избрали для себя, до конца пройти путь, на который они вступили, отказавшись от правды Божией, от воли Творца и избрав волю диавола. И вся история рода человеческого от изгнания из рая и до пришествия Спасителя – это история ожидания искупления, ожидания Спасения, ожидания вечной жизни в Боге и с Богом.

Спасение: вера, надежда, любовь В православной Церкви спасение понимается совсем иначе, чем в католической или протестант-ской Церквях. Прежде всего, отсутствует протестантское учение о “личном” спасении. В Писании говорится о личной ответственности человека перед Богом: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 26). С другой стороны, из чего складывается спасение, если, например, о личной, семейной жизни человека сказано: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8)? Получается, что то, что мы могли бы назвать личным спасением, зависит и от наших взаимоотношений.

Все заповеди Божии регулируют взаимоотношения между людьми и человека с Богом. Господь учит нас молиться не Отче мой, а отче наш, и здесь соборное единство возносится над диавольским эгоизмом замкнутой самой на себя личности. С другой стороны, католическое учение об особой роли иерархии в деле спасения неприемлемо для православных. Клирики не спасают церковь: они вместе с остальною частью народа Божия спасаются в ней.

А единый Спас – Сам Господь наш Иисус Христос. В православном понимании спасение человека состоит как бы из трех ступеней – это: искупление, освящение, обожение. Этим этапам соответствуют три различных добродетели: вера, надежда, любовь – и три различных состояния человека по отношению его к Богу: раб, наемник, сын. Первая ступень – искупление.

Искупление осуществляется кровью Агнца Божия, кровью Иисуса Христа. В Библии сказано, что после грехопадения Господь сделал людям кожаные одежды (Быт. 3, 21). По толкованию святых отцов, это означает, что была принесена первая кровная жертва, пролита первая жертвенная кровь, которая указывала на грядущее голгофское избавление в струях крови Сына Божия.

И люди оделись в шкуры принесенных в жертву животных в знак постоянного напоминания им о грядущей совершенной жертве. Этапу искупления соответствует библейская добродетель – вера. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть (Евр. 11, 6). Так сказано в Писании. И этой ступени соответствует социальное положение, описанное в Библии, – раб. Раб не надеется на награду.

Приходящий к Богу грешник надеется только на милость. И надо сказать, весь протестантский мир в своих умствованиях остановился только на этом уровне, хотя по-настоящему даже и на эту ступень они не поднялись, а только удалились в своих умствованиях от Тайны искупления. Для них искупление через веру и есть самое главное в Спасении. “Только верой спасается человек”, – учил ересиарх Мартин Лютер. Вторая ступень – освящение.

В Слове Божием сказано: Ибо воля Божия есть освящение ваше (1 Фес. 4, 3). Этой ступени соответствует библей-ская добродетель – надежда. Человек не просто верит – он надеется, он опирается на плоды своей веры. А что такое вера? Сказано: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11, 1). Но прежде всего – это осуществление, это – глагол, это – труд, это – образ жизни. Человек здесь – наемный работник.

И когда человек достигает в действенной вере некоего совершенства, он уже может опираться на то, чего он достиг своими молитвами, постами, добрыми делами. Это путь освящения, путь святости. Католический мир в своих богословских умствованиях остановился на этой ступени. И то – только в своих рассуждениях... Реально же католики не поднялись ни на первую, ни на вторую ступень.

Третья ступень в деле спасения – обожение, понятие, известное только православному восточному христианскому богословию. В Нагорной проповеди Господа нашего и Спаса Иисуса Христа сказано: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Мы можем рассуждать, в чем заключается, например, совершенство Моисея – не воровал, не прелюбодействовал и т. д.