Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

Как и в древнем Израиле, грехи отдельных людей имеют значение для судьбы народа в целом. Итак, по благословению Божию рождается Каин, а после него – брат его Авель. Мы видим, что Бог не перестает заботиться о людях, провинившихся перед Ним и изгнанных Им из рая. Не позволяя грешникам самочинно проникнуть к древу жизни, дабы они не вкусили от него и не стали жить вечно, для чего и поставлен был у ворот сада Едемского страж с пламенным мечом, Бог посылает человеку свои благословения на продолжение рода, дает возможность в потомках своих искупить грех. Призвание людей к служению.

Смирение   И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец (Быт. 4, 2). Любая профессия, любое обстоятельство жизни может послужить как к спасению нашему, так и к погибели. В апостольских посланиях сказано: В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом (1 Кор. 7, 24). Нет угодных и неугодных Богу профессий. Есть угодные и неугодные дела.

Тот факт, что Каин был земледельцем, еще никак не характеризует его. Как мы уже говорили, земледелие было учреждено Богом именно для того, чтобы научить людей смирению. И может, промыслительно Господь сделал так, что именно Каин должен был проходить эту школу смирения. Есть много школ смирения. Болезнь, например. Если ты заболел, то подумай, почему заболел.

Если поправился, подумай, почему поправился. Если мы будем помнить о Боге и тогда, когда нам хорошо, то Он вспомнит о нас и тогда, когда нам будет плохо. Внимая словам апостола Павла, мы все должны делать во имя Господа Бога нашего. Тогда пропадет искусственное, сатанинское деление жизни на религиозную и светскую. Как часто сейчас молодые православные христиане, особенно неофиты – недавно пришедшие в Церковь, стремятся стать священнослужителями, оставив мирскую жизнь.

Однако нам нужны не только православные батюшки, но и православные врачи, православные учителя, военнослужащие, правители и прочие. Нам нужна Россия как РЕЛИГИОЗНОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ГОСУДАРСТВО. Мы должны не отделять жизнь религиозную от светской, а стремиться к воцерковлению всех аспектов современной жизни. Отделять жизнь религиозную от светской – это значит загонять Церковь в гетто, в резервации, то есть совершать дело диавольское.

Мы должны вытеснять дух безбожия из всех сфер общественной жизни. Жизнь, которая не принадлежит Богу, принадлежит дьяволу. Какое бы дело ты не делал, ты должен помнить всегда, что ты – православный христианин, и поступать по заповедям Божиим, понимать и помнить, что та жизнь, которую ты имеешь, и есть путь истинного христианского делания: ты трудишься, возделываешь землю, расширяешь границы рая.

Заповеди Божии, голос Божий есть в сердце и в душе каждого человека. Даже язычники, находясь вне церковного общения, слышат этот голос. Не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, – говорил апостол Павел (Рим. 2, 14-15). Жертвоприношение Богу.

Покаяние Далее в Священном Писании читаем: Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его (Быт. 4, 3-5). Святитель Иоанн Златоуст по поводу этих жертвоприношений сказал: Смотри, как создатель природы вложил в совесть познания.

Кто его, Каина, привел к мысли принесения жертвы Богу? Никто другой, как только познания, вложенные в совести. Но как принесли братья жертвы Богу? Почему Он принял жертвы одного и не принял жертвы другого? В том ли дело, что дары принесены разные, или дело в другом? Далее читаем: И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?

если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт. 4, 6-7). Итак, имеем два различных отношения к жертве: отношение Каина и отношение Авеля. Но прежде, чем будем говорить об их различиях, скажем, как учили святые отцы: Бог не нуждается в жертве, но для человека важно показать свою признательность. Бог не нуждается в жертве.

У Него не прибывает и не убывает от наших жертв. Господь всегда Один и Тот же. Но в этом нуждаемся мы с вами. Мы должны выразить Ему свою признательность. Чем выразить признательность? Что есть у древнего человека? – Пища, которая доставалась ему ценой невероятных усилий. И когда человек жертвовал от своей пищи, это была для него большая жертва.

И вот Каин приносит от плодов земли дар Господу. Что именно приносит и как, в Писании не сказано. Когда же Авель приносит свой дар Господу, то мы видим, что он берет от первородных стада своего и от тука их, то есть лучшее из лучших. Важно не “что-то” пожертвовать Господу, следуя известному выражению: “Н'а тебе, Боже, что нам негоже”, а важно всецело отдавать себя на служение Богу, ибо Он один только и заслуживает этого.

Неверно думать, что Каин сделал небрежное жертвоприношение по неведению своему. Хотя в то время еще не были писаны законы Моисеевы, у людей уже были все основные знания. Сам Бог научил людей этим знаниям в раю, как говорит древнее предание. Неверно также думать, что характер жертв братьев определялся только плодами их трудов. И Каин, и Авель могли принести Богу любую жертву – как кровную, так и бескровную.

Достаточно было обратиться им друг к другу и попросить недостающее для жертвы. Весь вопрос в том, кто из них какую жертву принял для себя как необходимую для приношения Господу. Мирная жертва, без пролития крови, приносилась за незначительные проступки: помыслы, настроения, прегрешения. Кровная же жертва всегда приносилась за смертный грех.