Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

” Старший просыпается и видит младшего во гробе. Как часто все главные дела мы оставляем “на завтра”! “Завтра я уволюсь с этой работы”. “Завтра начну новую жизнь”. Или: “Успею покаяться”. Жить на перспективу – это диавольский соблазн, уход от реальности. Надо жить сегодняшним днем. Мы к этому призваны. Завтрашний день может и не наступить для нас.

Истинно христианская жизнь наступит не тогда, когда ты приедешь в Оптину пустынь. Можно пустым уехать даже и из Оптиной. Истинно христианская жизнь начнется не тогда, когда ты окончишь семинарию, поменяешь место жительства или назойливых соседей. Она должна начаться сегодня, в этот день. Каждый день благоприятен для дела спасения души человека.

Когда человек живет на перспективу, его нет в настоящем, он весь уже там, в будущем, а завтрашний день еще не наступил, и, значит, там его тоже нет. Нет ни здесь, ни там – нигде нет. Вот откуда берется духовная пустота – от незаполненности той ситуации, в которой человек живет. И вот, раскаяние, понимание ужаса содеянного приходит к Каину слишком поздно.

Страх смерти, страх воздаяния ему тем же овладевают Каином. Но Господь говорит, что никто не должен убивать Каина, ибо такому отомстится всемеро. Зло должно быть рано или поздно остановлено. Господь, запрещая мстить Каину, запрещал кровную месть как таковую. Мы должны защищать свою Родину, своих православных братьев, где бы они ни были, но не с чувством мести и личной обиды, а только с чувством священного долга.

Нам нужно искать правильное отношение к заповедям Божиим, к Божиим запретам, которые даны нам, чтобы остановить нас на пути ко греху. Искусственный мир И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала, и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох (Быт. 4, 16-17).

Вот кто был первый градостроитель на земле – проклятый от земли Каин! Древние города – это крепости. И Каин, одолеваемый страхом за свою жизнь, строит себе крепость. Он не хочет учиться смирению. Он хочет обороняться. Он продолжает ожесточаться. И, называя город именем своего сына, он все более и более показывает свою отчужденность от Бога, свою самодостаточность.

Проблема урбанизации – это не только социальная, но и религиозная проблема. Мы говорили уже, что вообще не должно быть разделения проблем на светские и церковные. Человек внутренне чувствует тягу к земле. Не зря так велика тяга жителей больших городов к дачам и садовым участкам. Человек в общении с природой видит небо, солнце, радугу после дождя, видит, как бежит тихая речка, видит поля, деревья, травы, цветы, и сердце его наполняется мыслями о прекрасном, о Боге.

Природа никогда не привязывает нас к конкретной исторической ситуации. Она – вне времени. И стоя где-нибудь в поле, ты понимаешь, что так было здесь и сто, и двести лет назад, и во времена преподобного Сергия. Город – совсем другой: асфальт под ногами, во-круг бетонные постройки, трубы, дым, грязь, мусор. И люди стали привыкать к такому “пейзажу”.

Один человек, совершивший паломничество во Святую землю, рассказывал мне, как по возвращении оттуда он вдруг все увидел в другом свете. Он, живший там неделю в православном монастыре, приехал домой в Москву и увидел свалку, канаву рядом со своим домом, лужу, через которую прыгают прохожие. Неприятно пораженный своим открытием, он стал вспоминать, что сам неоднократно прыгал через эту лужу, и даже отыскал глазами камень, на который надо встать, чтобы удачно прыгнуть.

Почему же теперь все воспринимается по-другому? Побывав там, где ступала нога Господа, у великой святыни, он уже иначе воспринимает весь мир. А вот Каин не хочет жить в мире Божием, он хочет создать свой искусственный мир. И в этом городе он будет жить по своим правилам. У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.

И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла (Быт. 4, 18-19). Грех проявляется в детях Каина – у них появилось многоженство, которое начинает угрожать и жизни самого Ламеха. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачем всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема (Быт. 4, 20-22).

Мы видим, что, живя в искусственном мире, в искусственном городе, потомки Каина начинают создавать ремесла, давшие потом начало промышленности. И если ранее мы говорили, что земледелие учреждено Господом, то здесь мы видим, что промышленность – дело рук потомков Каина. Нетрудно предположить, что Тувалкаин, который был ковачем всех орудий из меди и железа, ковал не только орудия труда, но и орудия убийства – оружие.

Не случайно в этом роде так возрастают масштабы убийств, и расцветает кровная месть. Ламех, напуганный собственным грехом, грехом многоженства, а затем и убийства, говорит своим женам: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро (Быт. 4, 23-24).

Мы видим, что грех порождает грех, подобно лавине, начинающейся с малого комочка снега. Всемеро превратилось в семьдесят раз всемеро! Древние учили, что Господь Сам открыл Каину, что его по прошествии жизни семи поколений убьют. Убийство Каина совершает его потомок, Ламех, который на охоте перепутал пожилого Каина с диким зверем и убил его стрелой из лука.