Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

В русском древнем богословии очень ярко отражено учение о странствии Царствия Божия, согласно которому оно переходит с одной земли на другую, от одного народа к другому. Первое странствующее царство – это Церковь Авраама, Исаака, Иакова – Ветхозаветная Церковь. О древних праведниках апостол Павел в Послании к Евреям говорил, что Авраам, Исаак и Иаков не имели места жительства постоянного, ибо искали для себя града Небесного.

Но не сохранили древние иудеи своего достоинства, распяв на кресте Сына Божия. И ужасно было их положение, когда Сын Божий, обвиняя их, сказал: Ваш отец диавол! (Ин. 8, 44) Ветхозаветное Царство существовало во дни первого Рима. Во дни второго Рима возникает второе Царство Божие – Византия. Именно из этого Второго Рима – из Византии – пришло на Русь Православие во всем его великолепии и чистоте.

Но времена меняются, заключается уния с католиками – и второй Рим падает. Наши предки говорили: “Москва – третий Рим, а четвертому не бывать”. В этих словах нет даже намека на гордость, а только понимание своей ответственности. В те давние времена привыкли веками опираться на Византию, подражать ей. И вдруг все эти каноны и уклады рухнули. И тогда на Русскую землю стали смотреть с надеждой.

Греческие восточные патриархи, цари, князья, простой народ – все смотрели с надеждой на последнее Православное Царство. Это – великое призвание, великая миссия, великая ответственность! Митрополит Антоний (Храповицкий) говорил, что русские не есть понятие этническое или расовое, русские – понятие религиозное. Это, действительно, некое избранничество, особая миссия.

И если вам когда-нибудь доведется побывать на Афоне, вы услышите огромное количество преданий, древних пророчеств, которые говорят о грядущей судьбе Российского царства, о его значении для всей православной вселенной. Одно из преданий гласит, что, когда в Святую Софию в Константинополе ворвались агаряне-турки и стали уничтожать ее святыни, в этот самый момент со Святою Чашею в руках вышел иеромонах со словами: “Со страхом Божиим и верою приступите”.

Агаряне бросились на него, но расступилась стена храма, приняла в себя священника и сомкнулась вновь. Это предание говорит, что, когда русские воины войдут в Святую Софию как освободители, стена расступится вновь, выйдет этот древний иеромонах, произнесет те же слова: “Со страхом Божиим и верою приступите”, – и причастит русских воинов-освободителей, которые, конечно, сложат свое оружие перед входом, не дерзая войти с ним в храм Божий.

Итак, последняя битва между каинитами и сифитами еще впереди. Вся история христианства – это история сражений. Но при этом мы всегда помним что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против миро-правителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.

Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6, 12-17). Беседа 3. Всемирный потоп. Вавилонское столпотворение Первый грех человечества – смешение родов Мы рассмотрели ранее (См. 2-ю беседу)

, как стали развиваться на земле два различных рода человеческих: потомки праведного Авеля, называемые сифитами по имени рожденного вместо убитого Авеля Сифа, ибо как сказала Ева: Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин (Быт. 4, 25), и неправедный род человекоубийцы Каина, все более и более погрязающий в грехе, называемый каинитами.

Господь не хотел, чтобы смешивались эти два рода, поскольку дорожил чистотой рода праведного. Но когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал (Быт. 6, 1-2). Здесь сынами Божьими названы потомки Сифа, а дочерьми человеческими – потомки Каина.

Господь не хочет, чтобы семейная жизнь человека строилась не на основе духовного единства, а только на плот-ском выборе. В Послании Апостола Павла к Ефесянам мы находим такие слова: Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф. 5, 28-29).

А ранее Господь сказал: Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2, 24). Вот великое назначение христианского брака: двое – одна плоть в едином духе. Единство не только плотское, но и духовное. То огромное количество разводов, которое мы сейчас имеем в обществе, является следствием того, что многих людей привлекает в браке чисто внешняя сторона взаимоотношений мужчины и женщины.

Но внешняя красота не всегда соответствует красоте внутренней, и в Евангелии есть много примеров такого несоответствия, когда внешне благочестивые люди оказывались внутри исполненными коварства. Господь Иисус Христос говорил, что они уподобляются окрашенным гробам (Мф. 23, 27). В Израиле был обычай украшать места захоронения, придавать им вид склепа, маленького дворца.

Снаружи – красиво, а внутри происходит процесс разложения человеческой плоти. У апостола Павла есть другое сравнение: стена подбеленная, – так сказал он допрашивавшему его еврейскому первосвященнику. Что это означает? Если у человека не хватало средств на постройку стены из камня, он использовал любые подручные средства: камень, дерево, глину, а потом, чтобы придать постройке единообразный вид, все это белил.