Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

Квартира постепенно стала приходить в негодность: на обоях появились надписи, телефонные номера, имена; на кухне – немытая посуда, пол не подметен. Вскоре мне пришлось уехать из того города, а когда я через полгода навестил своего бывшего соседа, то застал у него дома полный развал. По мере того, как духовно и нравственно разваливался человек, разваливался и его микромир – квартира, в которой он жил.

Экология Проблемы экологические – это прежде всего проблемы неблагополучия души человека. Только грешный человек может позволить себе сбрасывать в реки отходы. И штрафными санкциями тут не откупишься. Только прекращение этого греха даст возможность природе восстановиться. Недавно после длительного отсутствия я приехал в свое родное Орехово-Зуево и услышал “радостную” весть: остановились заводы-монстры “Карболит” и “Респиратор”. “Так чему же вы радуетесь?” – спрашиваю людей.

Отвечают: “Ты что, отец Олег, в Клязьме такая рыба появилась, что и представить нельзя”. Все греховное утекло, река очистилась. Люди стали спокойно плавать в той самой реке, к которой совсем недавно было страшно подходить – она была сточной канавой. В Библии, в Откровении Иоанна Богослова, сказано, что за уничтожение земли будут вовсе не штрафные санкции, а будет великий гнев Божий: И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю (Откр. 11, 18).

Вот для чего придет Господь Бог: погубить губивших землю! Тех, которые бездумно срезали и переворачивали плодородный слой земли, губили пашни, отравляли реки, озера, моря, загрязняли воздух, оставляли за собой выжженные пустыни. Предупредите этих людей, ибо даже с мертвых будет спрашиваться. Не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел (Втор. 21, 23).

Если Господь создал этот мир, то он вправе требовать от нас ответа за все, что мы на этой земле сделали. Но не только землю, но и самого себя – и тело, и душу, и дух призывает Господь сохранить в чистоте. В Первом послании к Фессалоникийцам Апостола Павла есть слова: Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5, 23).

Все, что является творением Божиим, требует сохранения. Страшным грехом является грех самоубийства, в котором человек умерщвляет свое тело с намерением освободить свою душу от невыносимого материального, плотского существования. Он ответит и за свое тело. Говорят: “Не тобою положено, не ты и возьмешь”. Бог дал тебе жизнь, и Он спросит с тебя за нее: и за душу, и за дух, и за тело.

Ветхозаветный праведник Но был на земле в те времена один человек, которого Господь счел возможным помиловать: Ной же обрел благодать пред очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом (Быт. 6, 8-9). Вспомните из предыдущего объяснения о праведном Енохе, взятом живым на Небеса. Енох тоже ходил пред Богом своим.

Ходить пред Богом – это помнить всегда о том, что есть над тобою Око всевидящее, Ухо всеслышащее и есть Книга, в которую записываются все твои земные деяния. И Ной помнил об этом, он не мог поступать необдуманно, безответственно: он ходил пред Богом. Святитель Иоанн Златоуст так истолковывает прочитанное о Ное: Если все множество (людей) впало в столь великое нечестие, то этот праведник сохранил искру добродетели, а вместе с тем и всем этим людям в течение всего этого времени проповедовал и внушал отстать от нечестия, и себя соблюл свободным от их скверны.

В книге пророка Иезекииля есть такие слова Господа о Ное: если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души”. И далее: “Сии три мужа...

не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они спаслись бы; ...праведностью своею они спасли бы только свои души (Иез. 14, 13-14, 16-18, 20). Эти слова Господа о праведниках, живущих среди грешников, относятся ко временам Ветхого Завета. Ветхозаветный праведник может спасти только себя, но не может спасти других. Новый Завет расширяет представление о благодати, обитающей в сердце человека.

И здесь принципиальная разница между Новым и Ветхим Заветом! В Церкви Нового Завета говорится как раз обратное: “Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи”. Ибо дни Ветхого Завета – это дни закона, а дни Нового Завета – дни благодати Божией. Закон произошел от Моисея, а благодать – от Господа Бога нашего Иисуса Христа. Ной не мог спасти молитвой других людей.

Он не мог примером добродетели своей заставить людей изменить свои нравы. Он мог только спасти свою душу. И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли (Быт. 6, 12-13).

Второй грех допотопного человечества Итак, мы сталкиваемся здесь с другим грехом, за который Господь Бог готов уничтожить весь род человеческий. Первый грех – это смешение кровей: праведной и неправедной. Смысл второго греха за-ключен в словах всякая плоть извратила путь свой на земле. Чтобы понять, о чем идет речь, обратимся к словам Апостола Павла о гомосексуалистах и лесбиянках: Они ходят во след иной плоти.

Во дни допотопные много было на земле людей, предававшихся сексуальным извращениям, оскверняя тем самым образ Божий, который есть в каждом человеке. Не случайно святитель Василий Великий говорит, что мужеложество есть хула на Духа Святого. И вот Господь решил уничтожить этих нечестивых людей, не внимавших Воле Божией, не обращавших внимание на то, что Господь сократил их дни, и продолжавших ненасытно грешить.