Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

Немало, в самом деле, времени для покаяния дано было им постройкою ковчега. В самом построении ковчега Ной находил глубокое религиозное утешение. Многие принимают сейчас деятельное участие в восстановлении храмов. И разве это не радость для любого из нас – прийти и положить кирпичи, убрать вокруг храма. Помню, лет пять тому назад я в сане диакона находился вместе с детьми в детском православном лагере.

Мы убирали храм во имя Крестителя Иоанна, весь пол которого был завален землей. И когда мы с детьми эту землю разобрали, то открылся пол – прекрасная мозаика. Смотреть сбежались все жители села. Они никогда не видели этого пола. А мы все были рады и счастливы успешному завершению работ. Все, что ты делаешь для церкви, будет приносить тебе удовлетворение, будет обогащать тебя духовно.

Ибо все, что связано с Церковью, имеет не временное, но вечное значение. Господь повелел Ною строить ковчег. Ковчег строился долго, и время, отведенное для этого, было указано промыслительно. Оно было дано для покаяния, сказано у Святителя Иоанна Златоуста. Но люди не услышали стука молотков, не услышали этой проповеди, не приняли участия в построении ковчега.

Чистое и нечистое   И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского (Быт. 7, 1-2). Насчет чистого вроде бы ясно, а зачем спасать от потопа нечистое?

Однажды в беседе с пожилым монахом я сказал, что у меня много проблем, на что тот мне ответил: “Проблем у всех много, но мы все должны трудиться в Церкви, для Церкви. Ведь сказано, что в ковчеге найдется место для каждого”. “Как же так?” – спросил я. А он ответил: “А почему там сказано чистое и нечистое?” И позже, читая древних отцов, я обратил внимание, что этим словам они придают особое значение. Кто такой христианин?

Это – человек, кающийся в своих грехах. В одном из Апостольских посланий перечисляются очень страшные грехи, и Апостолы говорят, что они были такими же грешниками, как и все люди, но изменились. Вспомните, какой грех совершил Давид, – блуд, соединенный с убийством. Вспомните Марию Египетскую и ее грехи. Вспомните Моисея и его грех убийства. А Апостол Павел, бывший прежде гонителем христиан?

А Апостол Петр, трижды отрекшийся от своего Господа? В раю можно увидеть многих бывших грешников: убийц, воров, разбойников, блудников, предателей и других. Расскажу вам одну русскую средневековую притчу о бражнике. Умер бражник, то есть пьяница, и душа его должна была отправляться в ад. Но не захотелось ему в ад, и решил он попытаться попасть в рай.

Подходит к райским вратам, а там – Апостол Петр с ключами: “Сюда нельзя!” Бражник отвечает ему: “Сам-то отрекался от Христа, предавал его, а теперь вот райскими вратами распоряжаешься”. Петр задумался, как быть. Позвал на помощь Давида-псалмопевца. Давид пришел и говорит: “Бражникам сюда нельзя”. – “А убийцам и блудникам можно? – спрашивает бражник.

– Ты взял себе чужую жену, потом мужа ее убил, а теперь здесь”. Позвали на помощь Моисея-законодателя. Тот тоже подтвердил, что бражникам в рай нельзя, это – святое место. Тогда бражник говорит ему: “Ты египтянина убил, в песке закопал, а потом закон написал – не убий. И тоже сюда попал. Так почему же мне нельзя?” Решили позвать на помощь кого-нибудь из древних. Идет Ной.

Бражник, увидев его, очень обрадовался, и говорит: “Вот, наш человек идет. Этот точно был бражником”. Эта притча говорит не о том, как надо “там” отвечать, а о том, что любой грех может быть прощен Господом покаявшемуся. Итак, чистое и нечистое. В Писании есть такие слова: Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3, 12).

Обратите внимание: не живущие благочестиво, а желающие жить благочестиво. Жить благочестиво – это по силам очень немногим. Но само стремление души к благочестивой жизни уже угодно Богу, хотя ты сам и грешишь, но и раскаиваешься. Падаешь, но и поднимаешься. Вся праведность твоя не от дел, а от веры. И рано или поздно жизнь твоя изменится. В рай попадают не воры, блудники, убийцы, предатели, а бывшие воры, бывшие блудники, бывшие убийцы, бывшие предатели, потому что раскаялись они в своих грехах.

И вот мы читаем: В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт. 7, 11-12). Это был гнев Божий, – очистительный потоп. Но прежде чем начался потоп, затворил Господь за ним (Быт. 7, 16)

, то есть когда Ной с сыновьями и женами, животными чистыми и нечистыми вошел, двери ковчега закрылись, и уже никто более не мог войти туда. Так сказано: кому Бог закроет, то уже никто не откроет, а кому Бог откроет, то уже никто не за-кроет (См.: Откр. 3, 7). И наступит день, когда уже нельзя будет стать православным, когда начнется Великий Суд над грешниками.

Многие тогда будут искать, где покаяться, где причаститься, но уже не найдут – поздно будет! Затворит Господь. Две кончины мира. Признаки кончины века Почему нам, живущим в конце ХХ века, так важно говорить о Всемирном потопе? В Евангелии от Матфея читаем: Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 37-39).