Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы (1 Пет. 1, 10-12). Книга Бытия в этом смысле есть прежде всего История Домостроительства Божия, история строительства, в которомкамень краеугольный – Сам Христос, а Его праведные – живые камни (См.: 1 Пет. 2, 4-6).

Это история сотворения Нового Неба и Новой Земли. Библия начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1), – и эти слова не оставляют места для сомнения в том, что только в Господе Боге – начало всякого творения. Следовательно, все другие теории о происхождении мира – ложь. Вселенная не вечна, она не возникла из других, ранее существовавших элементов, она творится волею Творца и продолжает существовать его Промыслом: Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются (Неем. 9, 6).

Да, именно Триединый Бог из небытия в бытие извел этот мир. Еврейский глагол бара (творит) наиболее полно передает значение первичного творческого акта (См.: Быт. 1, 1; Ам. 4, 13; Пс. 50, 10; Ис. 65, 17). Этот глагол встречается только тогда, когда говорится о создании прежде не существовавшего и возникшего из небытия по воле Творца. И в этом смысле ТВОРИТ только Бог, все остальное творение может только СО-ТВОРИТЬ Творцу.

Дьявол не является творцом, поэтому он сам – падшее творение, зло не имеет собственной сущности, это – извращенное дьяволом творение: Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв... потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею (Рим. 7, 8, 11). Для сил зла материя и есть то поле, на котором враг... посеял между пшеницею плевелы (Мф. 13, 25).

Но это произошло значительно позже, а изначально все творение Божие было хорошо весьма (Быт. 1, 31). Бог Милосерд по Своей природе и все, что Он творит, есть благо. В материальной природе нет ничего скверного и нечистого по существу. Сказано: Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто (Рим. 14, 14).

Следовательно, грех проистекает не из сотворенного Богом, а из зла, которого Бог не творил. Святые Отцы учат, что грех возникает там, где мы начинаем рассматривать материальное в отрыве от Целого. Один молодой мужчина испытывал блудную страсть к девице. Он обратился ко мне за советом, как ему преодолеть эту страсть. Я предложил ему встретиться с родителями этой девушки, навестить ее там, где она работает, учится, вместе сходить на церковную службу.

Будучи послушным человеком, он все это исполнил. И это помогло ему увидеть в девушке не только объект вожделения, а творение Божие во всей его многогранной красоте, на которое он не смеет посягать своими нечистыми помыслами. Это помогло ему преодолеть в себе самом соблазн блуда. Дьявол всегда хочет разорвать, раздробить, разъять на части, ухватиться за какой-то отдельный наш недостаток, свести к нему все многообразие личности и тем самым извратить нашу природу.

Лукавый нашептывает человеку: “Твоя жизнь – это секс”, или: “твоя жизнь – это наркотики... деньги... водка... музыка... спорт...” Нет! Нет! И еще раз нет! Человек не может быть сведен к таким примитивным и пошлым проявлениям. Вспомни, грешник! Ты сын своего народа, своей семьи, ты – христианин, ты создан по образу и подобию Божию. Весь этот огромный мир, в котором ты живешь, созданный Господом за шесть дней, создан для тебя.

Творение не может отрываться от своего Творца и игнорировать Его Законы. Забывая о Творце, нарушая Его заповеди, личность теряет саму себя, погружается в вакуум диаволь-ского “бытия”. Итак, Бог не творил мир, который пребывает в разобщении со своим Создателем и Его Волею. Бог не творил ЗЛА, имя которому СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (разъединение с Творцом).

Следовательно, всякий признающий Господа Бога Творцом мироздания, признает Его и Владыкою вселенной, Царем мира видимого и невидимого. И нет другой Власти, кроме Власти Творца. Посему подлинно законной можно признавать только ту власть, которая не мыслит себя вне подчинения Власти Бога. В этом смысле самая легитимная власть в теперешней России – это власть Патриарха.

Сотворение Человека Тема грехопадения – очень важная тема. По сути дела, не поняв сути этой проблемы, мы не сможем понять Тайны Спасения, ибо когда мы говорим о Спасении, мы должны знать, кто кого и от чего спасает. Впрочем, мы только соучастники Тайны Спасения, открывающие своим свободным выбором доступ Спасителю нашему Господу Иисусу Христу в сердце и в жизнь нашу.

Но говоря о падении, знаем ли мы, кто пал? Кем и чем был человек до своего выпадания из рая сладости? Все эти вопросы тесно связаны и посему рассматривать их следует в следующем порядке: сотворение человека, грехопадение, спасение. О сотворении первого человека в Библии сказано так: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7).

По праву Творца Господь – Единственный СОБСТВЕННИК во вселенной. Все сотворенное принадлежит только Ему. Он Один обладает всем, и все лишь от Него и Им существует. Само славянское слово Бог происходит от санскритского Бхагаван, что означает обладающий всем, господин богатства, распределитель даров. Из богатства Своей благости Бог щедро одарил первого человека. О совершенствах его (Адама)

говорилось много, начиная со времен первых богословов. Как всякое творение Божие, первозданный человек был сотворен хорошо весьма и без греха: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1, 27-28).