Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

Узнав об этом, Фарра, его отец, хотя и был неверующим, по любви к сыну решился пойти вместе с ним. Пришел в Харран, пожил там и скончался. Тогда-то уже патриарх Аврам, по велению Божию, переселился в землю Ханаанскую. Это толкование святителя Златоуста очень важно. В тексте не сказано, что Аврам уходит из Месопотамии. В тексте сказано, что Фарра уходит из Месопотамии, из Ура Халдейского.

Но Фарра умирает, он не идет в землю Ханаанскую, в землю, которая будет позже называться землей Израиля. И святитель Иоанн Златоуст делает вывод, что Бог призывает Аврама прямо в Уре Халдейском, а Фарра как любящий отец решил идти вместе с ним. Он пошел, но не дошел до земли Ханаанской, куда Господь вел Аврама. Об этом же говорится в Деяниях святых апостолов: Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран...

Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете (Деян. 7, 2-4). И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего (и иди) в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Быт. 12, 1-3).

Нам, людям ХХ века, довольно легко подняться с места и переехать в другой город, хотя и у нас может возникнуть множество проблем. В те же давние времена это была трагедия. Тот, кто знает античную историю, помнит, что Сократ, приговоренный к смертной казни, мог избежать ее, покинув свой город. Но для Сократа покинуть Афины было равносильно смерти.

Это значило умереть для того мира, в котором ты жил. Городов в древние времена было не так уж много, и каждый город представлялся некоей вселенной. Платон пишет, что когда Сократ однажды был за городом, ему там очень понравилось, но несмотря на это, он поспешил вернуться в родное место. Язычники в древности были очень привязаны к месту своего рождения, своего существования.

И оставить Ур Халдейский, центр цивилизации, и пойти неизвестно куда, следуя какому-то голосу, призывающему оставить дом отца, уйти от родства своего, было просто немыслимым. Но Бог говорит Авраму, что это все надо оставить. Сегодня меня навестили мои родственники, и я был очень рад. Потом я сел готовить эту беседу и подумал, как же тяжело было Авраму оставить все.

Ведь в то время уехать из родного города, из одной страны в другую означало, что назад ты больше не вернешься и никого и ничего из прежней жизни уже не увидишь. Аврам подчиняется голосу Божию. Святитель Иоанн Златоуст говорит: Кого бы не смутили такие слова: “оставь все”. Бог испытывает душу праведника. То есть говорит: выходи, оставляя свою землю, свое родство, дом отца своего, но не объясняет, куда надо идти.

Это очень тяжело – идти в неизвестность. Обычно человек прежде чем переехать, выясняет, куда, зачем и как. Есть ли жилье, работа, где учиться детям и тому подобное. У человека, тем более семейного, возникает много разных проблем, а Аврам не только глава семьи. Это был шейх, у которого были слуги – наемники, рабы; был скот, крупный и мелкий; огромное хозяйство, родственник Лот со своей семьей, со своими рабами, со своим хозяйством.

И все-таки они все принимают решение идти, повинуясь голосу Божию, который зовет их. Отец вышел из Ура Халдейского вместе с Аврамом, но умер, потому что выходил в путь, любя сына своего, но не Господа. Как сейчас сказали бы – за компанию.   За компанию Такое “за компанию” часто бывает в религиозной жизни. Однажды ко мне на исповедь пришел молодой человек, и я спросил его, давно ли он исповедовался. Ответ: “Ни разу”.

– “А что вас заставило прийти сегодня в храм на исповедь?” – “А друг мой пошел, вон он стоит, и меня с собой взял. Потом мы вместе в баню пойдем”. Я спрашиваю: “Значит, за компанию?” Он так радостно и искренне ответил: “Да”. Хотя спасение есть дело всей семьи, всего рода, это – соборное восхождение к благодати, каждый должен принимать личное участие в деле спасения. Нельзя делать это “за компанию”.

Нельзя идти в церковь только потому, что туда пошли твои родители. Хорошо, конечно, что ты слушаешь своих родителей, но плохо то, что ты в церковь идешь потому, что боишься их, а не из-за любви к Богу. Сейчас многие именно на этом пути. Мы должны приглашать в церковь своих родных, друзей, знакомых. Но их воцерковление должно происходить потому, что они сами должны поверить в Бога, сами должны стремиться выполнять Его волю.

Первое, что мы должны сказать человеку, которого зовем с собой в церковь, – это то, что Бог – Творец. Он создал весь мир. Все в этом мире принадлежит Ему. Все в Его руках. Ты должен подчиняться ему. И если человек последует сему, то это будет иметь большое значение для него. А Фарра пошел, потому что любил сына, – за компанию. И не дошел – умер.

Когда Фарра умер, Авраму было семьдесят пять лет. Читаем в Писании: И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. И прошел Аврам по земле сей (по длине ее) до места Сихема, да дубравы Море (Быт. 12, 4-6).

Итак, мы видим, что Аврам идет не один, а со многими людьми. С ним идет Лот, его племянник, сын покойного Арана. Это обстоятельство должно заставить задуматься каждого из нас. Если в вашем роду есть сироты, дети, у которых нет отцов, то ваша задача заботиться об этих детях. И Аврам подает настоящий пример того, как надо относиться к своим племянникам и близким.