Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

Но как только он ушел из этой секты, он стал заглядываться на всех проходящих мимо женщин, начал думать о компании, о том, что неплохо бы выпить, хорошо одеться и так далее. Очень легко идти путем зловерия, но когда ты отрекаешься от язычества и начинаешь идти путем христианским, все демоны и бесы ополчаются против тебя, ты становишься их врагом, и все искушения обрушиваются на тебя.

А если ты идешь путем зловерия, то демоны и бесы будут помогать тебе. Посмотрите на баптистов, на адвентистов, пятидесятников – как демоны заботятся о том, чтобы они были глубоко нравственными людьми, гуманными, чтобы заботились друг о друге, чтобы в их среде было мало конфликтов. Диавол всегда заботится о том, чтобы ложь выглядела, как истина, а истина – как ложь.

Его задача – надеть овечью шкуру на волчье существо, и ничего нового диавол не придумал. Итак, язычество многолико – идолопоклонство разнообразно. Но отвергнем этот путь, будем называть только Господа своим Богом и пойдем путем истинного богопоклонения. Сказано: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4, 24) – и мы не можем идти другим путем.

Третья заповедь: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх. 20, 7). К сожалению, многие люди легкомысленно относятся к этой заповеди и не обращают внимания на то грозное предостережение, которое в ней содержится. Каждый, кто произносит имя Господа всуе, напрасно – обязательно получит наказание.

Что значит – не произносить имя Господа Бога напрасно? Это значит: никогда в пустых разговорах не произносить священное имя Господа, никогда в бытовых, житейских ситуациях не обращаться к имени Спасителя нашего без должного благоговения. А как часто бывает, что человек сидит в компании, зевает и говорит: ой ты, Боже мой, какое у меня сегодня настроение.

У тебя может быть сегодня не очень хорошее настроение, но причем тут – Боже? Или человек занимается какими-то своими делами – и вдруг – посреди мирского, суетного разговора говорит: Господи Иисусе Христе, у меня опять ничего не получилось. У тебя не получилось – а причем здесь имя Иисуса Христа? И может ли человек произносить это имя просто так?

Ведь в Писании сказано: ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 12). Это имя – великая святыня, и мы должны оберегать святость его. В древние времена перед тем, как написать имя Божие, люди мыли руки, приводили себя в порядок, читали специальные молитвы, и только после этого приступали к переписыванию священных книг. Так, например, делали древние монахи.

К сожалению, мы утратили понимание значимости Божия имени, а некоторые дошли до такого безумия, что имя Божие произносят прямо во время скандалов, имя Божией Матери вспоминают во время ругани – это уже крайняя форма падения, скажем так, духовная болезнь. Таких людей надо просто-напросто лечить. И поверьте мне, что первый, кто займется их врачеванием, – это Господь, Который не оставляет без наказания ни одного человека, который дерзает произносить Его святое имя напрасно.

Вернемся к разговору о язычестве, об идолопо-клонстве. До сих пор в нашей стране стоит огромное количество идолов и истуканов. Каменные статуи, изображающие Ленина, Маркса, других безбожников, являются молчаливым свидетельством того, что язычество, красное язычество – одна из самых худших его форм, еще живо. Неужели для этого князь Владимир более чем тысячу лет тому назад крестил нашу землю и ломал истуканов, чтобы через много столетий его потомки опять начали ставить этих каменных и чугунных болванов по всей нашей земле?

Может быть, Бог не благословляет нас именно потому, что наша земля оскверняется этим ужасным язычеством до сих пор. И я не уверен, что если эти памятники сломают, то на их место не поставят новых каменных истуканов и не начнется новый виток распространения язычества. Надо раз и навсегда понять: если мы хотим увековечить память какого-то человека, это можно сделать по-православному.

Если это православный человек – за него можно молиться, записать его имя в храме – сделать какую-то памятную надпись, как это делали раньше на Руси. Вспомните храм Христа Спасителя, в котором все стены были расписаны именами воинов, чтобы за них молились и поминали. Четвертая заповедь: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя (Исх. 20, 8-10).

В этой заповеди Господь учит нас чтить праздничные дни. Особо выделенный день в каждой седмице – это седьмой, воскресный день. Древние израильтяне праздновали субботу, потому что еще не было Воскресения Христова. Но они так ревностно относились к своим праздникам, что если кто-то нарушал субботний покой, то за это его могли побить камнями насмерть.

А что такое суббота по отношению к воскресенью? Суббота – это тень будущих благ (Евр. 10, 1; см. также Кол. 2, 17), а блага, дарованные в Иисусе Христе, – это уже осуществившаяся благодатная реальность. И как возвеличено воскресенье перед древней субботой, точно так возрастает и глубина ответственности за то, что нарушаем воскресный день. Если за нарушение субботнего дня человека предавали страшной, безжалостной смерти, то как же нас надо наказывать за то, что мы нарушаем святость воскресного дня.

Православный человек должен понять раз и навсегда, что есть шесть дней для того, чтобы работать, делать свои обычные дела, а седьмой день, воскресный день, принадлежит Господу, и в этот день надо пребывать в молитве, надо посещать храм и помнить о том, что богослужебный день начинается с заходом солнца, накануне, то есть уже и в субботу вечером нужно пойти в церковь, и в воскресенье утром быть в храме, постараться в этот день сводить детей в воскресную школу.