Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

, глубокая пропасть – уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда (Притч. 22, 14), блудница, как аспид, который затягивает человека, завораживает, потом неожиданно выскакивает и пожирает его. Действительно, пожирает: ни денег не остается, ни здоровья, ни семьи – кому нужен такой муж и отец? Надо пожалеть хотя бы самих себя – это действительно ужасно. Восьмая заповедь: Не кради (Исх. 20, 15).

Всегда, когда я произношу эту заповедь, я вспоминаю слова Авраама, которые он сказал царю Содом-скому: нитки не возьму (Быт. 14, 23). Эту заповедь нарушают очень многие люди. Можно прямо сказать, что почти каждый человек в той или иной степени нарушил ее. Вот человек едет в транспорте, у него есть билет, но контролера нет в салоне – и он решает: билет можно не пробивать. Он крадет.

Такие люди стараются стоять близко к автомату, чтобы, если появляется контролер, быстро прокомпостировать билет – и вроде бы все нормально. Так грех воровства незаметно вкрадывается в нашу жизнь. Я видел молодых людей, школьников, которые в метро вчетвером пробегали по одному жетону: они прижимались друг к другу, бросали один жетон и бегом проскакивали.

Получается, что только один из них не согрешил, тот, у которого был этот жетон, а остальные совершили грех воровства. Но ребята вовсе не считали это воровством: так, шалость, игра такая. Если мы тянем с возвращением долга – это тоже разновидность греха воровства. Если кто-то дал тебе какую-то вещь на время, а потом забыл об этом, а ты не напоминаешь – это тоже грех воровства.

Если родители не заботятся о своих детях, уклоняются от уплаты алиментов – это тоже грех воровства. Если мы не помогаем нашим пожилым родителям – это грех воровства, мы не возвращаем им то, что они вложили в нас. А кто-то может сказать: а они в меня ничего не вкладывали, я рос сам по себе. Но они тебе дали жизнь, уже за это их надо уважать.

Может быть, у них не было возможности в детстве кормить тебя сервелатом, потому что они сами питались плохо – какой сервелат в 50–60-х годах? Но они дали тебе жизнь. Многие родители убили своих детей во чреве, а твои родители дали тебе радость видеть сияние этой жизни, неужели только за это нельзя им помочь? К сожалению, сейчас многих людей толкают на грех воровства очень тяжелые социальные обстоятельства.

Я сам однажды видел в магазине, как пожилая женщина интеллигентного вида, но очень худая и, видимо, голодная, взяла с полки консервную банку и сунула ее себе прямо под пальто. Мне стало страшно, что люди дошли до такого состояния. Но я больше испугался даже не за ту женщину, а за тех людей, которые настолько обворовали наше государство, что пенсионерка вынуждена красть консервы. Бог накажет и этих воров. Любая форма воровства – это грех.

К сожалению, бывает так, что человек устраивается на какую-то работу, а там уже как бы предполагается, что он будет красть. Он спрашивает: почему такая маленькая зарплата, ему говорят: ну, ты же больше унесешь домой. Это – официальное воровство, есть целый ряд предприятий, где человеку дают маленькую зарплату только потому, что имеют в виду то, что он унесет домой.

Я думаю, христианин не должен принимать участие в этих диаволь-ских играх, когда дружно с работы через проходную все что-то несут: придется за это отвечать перед Богом. Закон Божий очень строг. И если в нашей жизни были грехи – может быть, мы не почитали родителей или нарушали праздничные дни, может быть, мы произносили имя Господа напрасно или поклонялись каким-то кумирам, может быть, мы забывали о том, что один Господь есть Спаситель наш, или позволяли себе брать чужое – во всем этом надо покаяться, попросить прощения у Господа, искренне раскаяться перед православным священником, получить разрешение грехов и настоять, чтобы священник дал вам епитимью. Это очень важно. Что такое епитимья?

В Священном Писании и в православном богословии есть такое понятие, что грех прощается, а наказание за грех остается. Ведь все мы знаем, что с христиан, которые крещены, снимается первородный грех, грех, совершенный Адамом и Евой. А наказание за грех остается: христианка рождает детей в муках точно так же, как и язычница; христианин-мужчина точно так же, как и язычник, в поте лица добывает свой хлеб.

И вот для того, чтобы мера наказания была не очень тяжелой, пусть епитимью даст священник, пусть его устами Господь накажет вас. Конечно, бывает так, что человек приходит на исповедь, открывает страшные грехи и ждет епитимьи. Может быть дана страшная епитимья: например, священник может отлучить на двадцать лет от Причастия. Или совсем легкая: три раза прочитать “Отче наш”, три раза – “Богородицу”, “Верую”.

Ты не знаешь, какую тебе дадут епитимью. Но то, что ты готов на это церковное наказание, – одно это уже выводит тебя из состояния ответственности перед Богом в том смысле, что та епитимья, которую даст священник, и будет являться наказанием за исповеданные грехи. И поверьте мне, что сейчас священники не дают таких строгих епитимий, как это было в старые времена.

Иногда меня спрашивают: почему за страшные грехи блуда, за убийство человека не отлучают от Причастия? Мы уже об этом говорили: раньше человек рождался в христианской семье, жил в христианском государстве, получал православное воспитание и образование, и если он вдруг совершал какой-то грех – это был грех вопреки порядку жизни в семье, это был грех вопреки всей системе христианского воспитания, это был грех, который бросал вызов всему христианскому обществу, государству православному. А сейчас?

Человек зачинается в блуде, в пьянстве; с детства получает безбожное воспитание и образование, растет в атеистическом, антихристиан-ском государстве – и вдруг поверил в Бога. Уже сама эта вера является великим чудом, она возникла во-преки всему, что человека окружает. Конечно, это другая мера ответственности, совсем другая. В Писании сказано: И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48).