Стеняев Олег /Беседы на Книгу Бытия/ Библиотека Golden-Ship.ru

Вдесятером с трудом втолкнули его в милицейскую машину – везти в участок, а машина не заводится. Ну, его обругали, обматерили и вытолкали: “Убирайся отсюда!” А Васечка: “Спаси Христос”, – и пошел к себе. Дар утешать у него был необыкновенный. Придет к нему человек со своими бедами, а Васечка так начнет ему сочувствовать, так переживать и плакать, что тот уже о своих бедах и не думает – лишь бы Васечку утешить. Вот пример.

Приходит к Васечке одна женщина и говорит: “От меня муж уходит”. – “Как уходит? Куда уходит?” – “Не знаю”. – “А дети есть?” – “Есть”. – “Ой, как же теперь они без отца будут? Они же воровать пойдут, преступниками станут”, – сокрушался Васечка. “Да, я не одна, у меня мама жива”, – начинает успокаивать его женщина. “А она старая?” – “Старая”. – “Не дай Бог, помрет”, – говорит Васечка.

И начинает рыдать горько, искренне, безутешно. И пришедшей становилось стыдно за свои беды. И эти беды начинали казаться не такими уж страшными, и люди сами начинали успокаивать Васечку, забывая, зачем пришли. Впоследствии Васечку все же увезли куда-то, а люди до сих пор хранят о нем добрую память. Преподобный Феодосий Киево-Печерский, будучи старцем, когда узнавал, что в городе появились еретики, иудеи, ходил спорить с ними и даже ругать их.

Как описано в его житии, он резко разговаривал с подобными людьми, упрекая их в том, что они неправильно, или, как раньше говорили, криво, исповедуют Иисуса Христа. Как истинный хранитель веры старец Феодосий заповедовал нам: “Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, однако только со своими врагами, а не с врагами Божиими. Свой враг тебе тот будет, кто убил бы пред твоими очами твоего сына или брата, прости ему все, но Божии враги – жиды, еретики, держащие кривую веру...

Нет лучше веры нашей, чистой, честной, святой. Живучи в этой вере, можно избавиться от грехов, сделаться причастниками вечной жизни, а тем, которые пребывают в вере латинской, армянской, сарацинской, – тем нет жизни вечной, ни части со святыми”. Старцы были любвеобильны, но когда дело касалось веры, они решительно выступали против еретиков, язычников, иудеев.

Известно, что преподобный старец Серафим Саровский принимал буквально всех приходящих. И чем более грешным был пришедший, тем больше времени уделял ему преподобный. Однако мало кому известно, что когда к старцу из любопытства приехал масон, он не только не принял, но и прогнал его. Итак, вокруг престола – двадцать четыре старца, а посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец (Откр. 5, 6). Агнец – это Христос.

Сам Господь стоит посреди старцев, которые в небесных обителях Его в силу исключительной их мудрости приближены к Господу своему. И вот, ветхозаветный старец Авраам принял решение женить сына своего Исаака, женить его правильным образом: И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу; но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку (Быт. 24, 2-4).

Церковный брак Авраам, пожилой мудрый человек, готовясь уходить из этого мира, думал о том, в каком религиозном состоянии оставит он близких. Он требует от своего верного раба, домоправителя, клятвы именем Бога в том, что тот не возьмет в жены Исааку дочери из хананеев, а возьмет жену из его, Авра-ама, племени. Авраам понимает, что нация – это граница ответственности, очерченная рукой Бога, и никто не имеет права преступать ее.

Для Авраама понятие нации – это понятие общины, понятие религиозное, и он не хочет соединяться с чужими. Мы не всегда понимаем, что такое брак, когда думаем о том, как лучше устроить судьбу сына или дочери. Мы чаще думаем о плоти. В книге Бытие говорится о том, как Бог гневается, когда мы нарушаем установленные Им границы, когда строим семейную жизнь не на духовном, а на плотском единстве.

Святитель Игнатий Богоносец говорил: Подобает женящимся и выходящим замуж, чтобы союз их совершался по благословению епископа – да будет брак о Господе, а не по вожделению. В древние времена любое бракосочетание воспринималось не просто как приходское событие, а как общецерковное. Это было связано не только с тем, что в древней церкви было много епископов, но и с тем, как они относились к браку.

Под венчанием в древней церкви понималось совместное причастие. Первое совместное причастие – это кульминация единства в вере. Святитель Василий Великий говорил так: Хотя вы чужды были друг другу, когда вступали в брачное общение, сей узел естества, сие иго, возложенное с благословением, да будут благословением для вас, бывших далекими. Действительно, зачастую люди, вступающие в брак, имеют очень малое представление друг о друге.

Здесь важно довериться Богу, Божиему благословению. Важно выстроить такие отношения с Господом, чтобы Он руководил вашей семейной жизнью. А сейчас разводы – это как раз следствие отсутствия Божия благословения и руководства. “Без Бога не до порога”, – говорили наши предки. Святитель Амвросий Оптинский говорил о браке следующее: Если самый брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим, то как может быть брак там, где нет согласия веры.

И когда к вам приходят и начинают сватать ваших дочерей за хананеев или сыновей за хананеянок, закрывайте двери ваших домов перед ними, иначе вы не только души своих детей погубите, но и плоть их, потому что семейная жизнь, строящаяся не на духовном основании, есть блуд. А о блудниках сказано, что блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6, 18).

В блуде наступает гибель души и гибель тела, человек заболевает духовно и физически. Карфагенским Собором было принято малоизвестное ныне правило: Жених и невеста, когда имеют быть благословляемыми от священника... да пребывают в ту ночь из уважения к этому благословению в девстве. И мы видим, как серьезно относился к браку праведный Авраам, призывавший грозное имя Бога, Творца неба и земли, чтобы быть уверенным в том, что чужая, не принадлежащая к народу Божию, не войдет в шатры Исаака.