Протодиакон Андрей Кураев-ДАЮТ ЛИ НА УКРАИНЕ -ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА-/-Дают ли на Украине «Печать Антихриста»?-Некая

"Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе" (Рим. 8, 35, 3839). Перечисляя то, что не может отлучить нас от любви Христовой, апостол Павел не делает уточнения: мол, Ангелы не смогли бы нас отлучить, а вот налоговые коды или надпись с "тремя шестерками" смогут. По учению Церкви не внешний знак отлучает нас от Христа. О внешних знаках богоборчества сказаны слова, уже приведенные выше: "Идол в мире ничто" (1Кор. 8, 4). Беда, если человек внутренне прилепляется к этому знаку. Беда, если человек внутри себя водворяет идола. Беда, если человек свой внутренний мир уже соделал таким, что внешний знак богоборчества лишь проявляет ту тайну беззакония, что уже давно совершилась в его "сокровенном сердца человеке"(см.: 1 Пет. 3, 4). Неопасно христианину пройти мимо языческого идола. Неопасно даже зайти в языческое капище, если в сердце он творит молитву ко Христу16. Опасно, если человек заходит в храм Христов, а в сердце своем в эту святыню проносит идолов  свои житейские попечения, свои греховные страсти.

Если мы будем считать, что средства электронного контроля за поведением человека сами по себе определяют поведение человека, то мы впадем в грех кощунства. Кощунственным здесь будет убеждение, будто столь мала богообразная свобода, дарованная нам Творцом, что ее может отобрать какаято пластиковая карточка или компьютерная операция. Сугубым кощунством является и суеверное представление, предполагающее, что будто бы некая внешняя операция, совершенная над человеком, может отлучить его от Христа. Неужели у компьютеров (каких бы то ни было) есть власть изгонять Христа из души человека, который сам вовсе не собирался отлучать себя от Христа? Если человек сам не отрекается от Христа, то никакие чары и компьютерные манипуляции не могут выгнать Христа из его души. Или мы будем полагать, что компьютерные коды и налоговая полиция имеют власть над Христом и смогут сами по себе решать  где будет царствовать Христос, а где  антихрист?

Антикодовая кампания так легко переходит в прямую истерику (и тем самым теряет тот положительный смысл, который в ней, кампании, все же есть) потому, что люди постоянно путаются в двух значениях слова "определять". Двусмысленность состоит в том, что неясен смысл суждения "номер определяет человека". Русское слово "определить" имеет два значения: "охарактеризовать" ("дефинировать") и "предопределить" ("детерминировать"). Человек боится именно предопределенности, он не желает, чтобы его поведение было управляемо и предписываемо. Но этого налоговый номер и не делает. Наличие компьютерного номера у человека определяет траекторию его жизни не больше, чем наличие номера паспортного. Не может номер "определить" человека в том смысле, чтобы предписать ему путь жизни и тем самым лишить человека свободы.

Так что совершенно напрасно архимандрит Тит из Одесского Успенского монастыря пишет, будто "идентификация лишает человека богодарованной свободы"17. Мое имя дано мне родителями навсегда. И какой же свободы оно меня лишило? Ну не боится Бог чисел и штрихкодов! Он не столь пуглив, как некоторые бабушки и монахи. Не уходит Он из души человеческой, если в карман человека легла бумажка с цифровым набором. Если человек призывает Духа: "Прииди и вселися в ны",  то неужто Дух, дышащий, где хочет, остановится перед бумажкой с идентификационным номером как перед непреодолимой преградой?

Человеку, и только человеку дана власть обретать Христа или терять Его. Преподобный Макарий Великий говорил: "Как Бог свободен, так свободен и ты. И если пожелает человек  делается сыном Божиим, а если пожелает  сыном погибели"18. А значит, не "печать антихриста", не внешний знак отбирает у нас Христа. Но напротив, душа, свободно отрекшаяся от Христа, призовет к себе и эту внешнюю печать своей богооставленности. Как об этом еще во втором столетии писал святитель Ипполит Римский: "Та самая печать, вероятно, имеет написание "отрекаюсь". Таково будет надписание и печать во времена этого ненавистника добра  та печать будет гласит: "Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от крещения; отрекаюсь от служения моего Богу и присоединяюсь к тебе и в тебя верую""19. Так же говорит о "печати" и святой Нил Мироточивый: "На печати же написано будет следующее: "Я твой есмь".  "Да, ты мой еси".  "Волею иду, а не насильно".  "И я по воле твоей принимаю тебя, а не насильно". Сии четыре изречения или надписи изображены будут посреди той проклятой печати"20.

Но вдруг, вопреки церковной традиции, раздаются противоположные уверения: "Если "печать" будет даваться с понуждением к открытому и явному отречению от Христа, тогда многие не примут ее. Если же открыто и явно не будут принуждаемы отречься от своей веры, тогда весь мир легко примет "печать""21. Такой же "модернизм" содержится и в листовке Одесского Успенского монастыря (осень 1998 г.), утверждающей, что "печать антихриста" (в понимании составителей листовки  "штрихкод") будет поставлена без согласия самого человека: "Несомненно, для того, чтобы незаметно нанести штрихкод на тело человека, есть множество способов. Осуществляющие "тайну беззакония" знают, как это сделать незаметно для нас, и нам они этого никогда не скажут".

О церковных Таинствах мы говорим, что если человек приступает к ним недостойно, без искреннего и покаянного желания соединиться со Христом,  то душа его остается без насыщения благодатью. Более того  его дерзновенное прикосновение ко святыне становится нередко "Причащением в суд или во осуждение". Но Господь, оберегающий нашу свободу даже от Самого Себя,  неужели Он позволит владычествовать над самым драгоценным Своим созданием какимто черным силам? Нет, "для чистых все чисто" (Тит. 1, 15)! Тот, кто не желает стать сообщником сатанинских сил, тот, кто живет в Теле Христовом, которое есть Церковь, тот изъят изпод действия "стихий мира сего". Неужели напрасно были сказаны слова Спасителя: "Будут брать змей; и если чт( смертоносное выпьют, не повредит им" (Мк. 16, 18)?

Вслушаемся в наставления преподобного Антония Великого, переданные святого Афанасием Великим: "Где знамение крестное, там изнемогает чародейство, бездейственно волшебство"22. "Демоны все делают, говорят, шумят, притворствуют, производят мятежи и смятения к обольщению неопытных, стучат, безумно смеются, свистят; а если кто не обращает на них внимания, плачут и проливают уже слезы, как побежденные... не должно нам и бояться демонов... потому что они бессильны и не могут ничего более сделать, как только угрожать"23. "Демоны же, не имея никакой силы, как бы забавляются на зрелище, меняя личины и стращая детей множеством привидений и призраков. Посемуто наипаче и должно их презирать как бессильных"24. "Даже над свиниями не имеет власти диавол. Ибо, как написано в Евангелии, демоны просили Господа, говоря: "Повели нам ити" (Мф. 8, 31) в свиней. Если же не имеют власти над свиниями, тем паче не имеют над человеком, созданным по образу Божию"25. "Посему должно бояться только Бога, а демонов презирать и нимало не страшиться их"26.

Итак, "печать антихриста" не порождает некоторое внутреннее отречение от Христа, а лишь выражает его. Та душа, которая утратила желание жить во Христе, уже несет в себе дух антихриста, который и выразится в принятии "печати". Печать  знак собственности и принадлежности. Как на монетах древнего мира изображался император ради обозначения того, что эта монета является его собственностью, так и печать Миропомазания ставится на нас для того, чтобы объявить о том, что мы уже не рабы миру, что мы избрали иной путь: пожелали служить Христу. Так и "печать антихристова" будет знаменовать тех людей, которые уже задолго перед ее внешним принятием потеряли желание искать Христа.

Поэтому у отцов встречается весьма расширительное понимание "печати антихриста": "Злопомнение есть печать антихриста, и сердце злопамятного запечатлено печатию его. И когда антихрист (то есть дух антихристов, действующий в миру) кладет эту печать, то от этой печати злопамятства всегда обмирает сердце человеческое... так обмирает человек, когда сердце его бывает запечатлено ненавистию. Это проклятое злопамятство делает человека столь бесчувственным, что люди сами умерщвляют себя разными смертями"27. Издатели поучений преподобного Нила поясняют: святой считает, что все смуты, революции и нестроения "от злопамятства, то есть горделивого осуждения недостатков ближних, непочтительности родителям, подчиненных к начальникам и т. п... Особенно тонко этот яд осуждения излит в творениях Толстого... Читающая их с увлечением молодежь отравляется от юности ядом злопомнения и осуждения, печатлеется печатию антихристовою, теряет доверие к Церкви"28.

Преподобный Макарий Оптинский, говоря о том, что многие стесняются креститься на людях, предполагает: "Как же это враг налагает печать на челе и на правой руке? Не иначе как вводит в обычаи света постепенно свои ухищрения; да еще лукаво скрывает себя со своими действиями,  внушает людям, что нет диавола"29.

Богословы предреволюционной поры предпочитали обращать внимание на внутреннее состояние людей, а не на внешние знаки: "Это число зверя или имени зверя не есть знак чисто буквальный, но символический, таинственный, вероятно, выражает характер исповедания веры или превратный образ мыслей и жизни того общества людей, которое здесь называется зверем. Иметь имя зверя или число имени его в таинственном смысле значит исповедать то учение, которое проповедует зверь, и тем отличаться от прочих"30.

Вот еще два возможных понимания "печати": число из "трех шестерок" есть символ антихристовой "маеты", оно означает тоску души, лишенной Христа. "Шестеричное число есть число будничного труда и работы, постоянного беспокойства и усталости (666  три раза повторенное число рабочих дней в неделе); истинную же субботу (успокоение) дарует только Христос, а с ним и новый день вечного мира"31.

Кроме того, шестерка  это цифра, предшествующая семи. Семь  знак добротности и полноты, церковной благодатности. Шесть  то, что предельно близко, то, что уже почти достигло этой полноты. 666  это предельная устремленность к полноте, но  все же в каждой своей детали, в каждой своей подробности так и не доходящая до нее. Это  пародия на Церковь, так и не становящаяся Церковью. Самая страшная ложь  ложь правдоподобная... В итальянском городе Орвието есть фреска "Страшный Суд", исполненная в начале XVI века художником Л. Синьорелли. На ней есть и изображение антихриста. Он облачен в те же одежды, что и Христос (в традиционной христианской иконографии). У них похожие черты лица, волосы, бороды... И только глаза у антихриста  злыезлые32. Антихрист и в самом деле будет притворяться Христом. Шестерка, притирающаяся к Семи, и есть максимум притворства, то есть вершина обмана.