Протодиакон Андрей Кураев-ДАЮТ ЛИ НА УКРАИНЕ -ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА-/-Дают ли на Украине «Печать Антихриста»?-Некая

Весной 1998 г. некие "Совет православных мирян" и "Православное братство г. Киева" распространяли листовку с текстом: "Введение номеров (кодов)  это первый шаг, а получение карточки с номером и кодом последний завершающий шаг к "печати антихриста". Выдача этих карточек планируется в ближайшее время. При получении карточки гражданин получает печать на руку и чело. После чего невозможно будет покаяние и наложение крестного знамения". Верно  согласно преподобному Ефрему Сирину и святителю Ипполиту Римскому, человек, получивший печать на деснице, уже не сможет знаменовать себя крестом. Однако мы видим, что православные граждане Украины, получившие идентификационные карточки, могут креститься. (Хотя некоторые из них под влиянием соответствующих проповедей и приходят к духовникам плакать и каяться в грехе принятия "печати антихриста"). Неужели этого факта недостаточно для того, чтобы опровергнуть миф, толкующий налоговые карточки как "антихристову печать"?

Другие листовки пугали тем, что якобы при фотографировании незримым лазерным лучом на челе человека будет выжигаться "антихристова печать": "Фотография, которую обязан предъявить гражданин, должна быть сделана с помощью цифровой фотокамеры. Во время фотографирования такой камерой лазерным лучом наносится печать на лоб, действует на мозг человека"40... Если бы это писали материалисты, для которых "мозг" и "душа"  одно и то же, такой страх был бы понятен. Если бы это писали колдуны, которые верят в безграничную власть колдовства и "кодовства",  этот страх был бы понятен. Если бы действительно была возможна такая технология, которая простым лучевым воздействием понуждала бы человека отрекаться от Христа, забывать о Нем, тогда зачем было бы вообще придумывать карточки и штрихкоды, издавать антихристианские книги, газеты и фильмы? Достаточно было бы на улицах поставить соответствующие лучевые пушки  и все! Кто выходит из дому, сразу бы "зомбировался" и "печатался". Да и просто  ну возьмите пару крепких казаков, взломайте вы любую фотомастерскую, где делаются цифровые фотоснимки, разберите по деталям всю технику и покажите  где же там устройство, порождающее "лазерный луч", наносящий "печать" на мозг!.. Такое "исследование со взломом" было бы меньшим грехом, нежели листовка, взламывающая души людей и всевающая туда панику и магизм.

Для материалистов поведение человека определяется движением электрических токов и кодов, передаваемых по нервной системе. Для них сознание есть производное от физиологии. Поэтому их представление о том, что с помощью наведенного импульса можно контролировать поведение человека (человека, а не собаки), логично в рамках системы их верований. Но христианамто зачем низводить человека до уровня животных? Зачем монахам становиться на позиции радикального материализма и пугать людей, будто "посредством спутниковой связи жизнь человека становится полностью управляемой"41? Если даже ктото видит и фиксирует мои перемещения  это еще совсем не означает, что он управляет моей жизнью.

Но надо отдавать себе отчет и в том, к каким последствиям ведет согласие с предположением о возможности управлять человеком с помощью электронных технологий. Ведь вся святоотеческая антропология строится на убеждении в богообразной свободе человека! Именно потому, что человек свободен,  он ответственен за свои дела и за свой выбор. Мир не может всецело навязать себя человеку и растворить человека в себе. Ну а теперь представьте: благочестивый христианин идет по улице. Вдруг на него набрасываются какието "антихристовы слуги". Христианина оглушают, быстро вживляют ему "на чело и на руку" две крохотные пластины с компьютерными "чипами". И теперь через эти "чипы" появляется возможность контролировать мысли, чувства и действия этого человека. Подчиняясь такому контролю, "христианин" начинает жить по тем стандартам поведения, которые предписывает ему антихристово общество. Вместе со всеми он исполняет команды, передаваемые через спутник: богохульствует, топчет христианские святыни, прославляет антихриста... И вот этот бывший христианин окончил свой земной путь. На Страшном Суде этот человек, последние годы своей жизни проведший в экстазе богоборчества, может ли быть оправдан?

Как видим, вопрос о "печатях" и о компьютерной психологии вводит нас в самые глубины церковных размышлений о человеке и о его свободе. В богословии при высказывании некоего суждения принято проследить, как его принятие отзовется во всех уголках православного вероучения. Не вызовет ли этот тезис разрушительных последствий в какойнибудь  пусть даже совершенно удаленной  области устоявшихся церковных преданий. Мне кажется, что представление о том, будто "чип"(это компьютерное изделие, позволяющее руководить поведением человека) есть "печать антихриста", является не только не традиционным, но и потенциально еретическим. Принятие этого допущения потребует пересмотра всего традиционного православного учения о человеке. Мне такая работа совершенно не по душе  и именно поэтому я предпочитаю выступать против попыток "материализовать мистику"42.

Новые "материалисты" полны энтузиазма. Но ведь не только для энтузиазма есть место в церковной жизни. Должно быть место и для спокойного рассуждения43.

К сожалению, энтузиазма борцов с "печатями антихриста" не осаживает и то обстоятельство, что вроде бы еще нет антихриста. Как же может быть "печать антихриста", если самого антихриста нет? Как не могло быть Таинств Христовых до Пришествия Христа, так невозможна и внешняя "печать антихриста" до его воцарения.

Сначала повсеместно и громогласно будет возвещено о пришествии иудейского "Мошиаха". Затем от христиан и от всех людей потребуют признать его чудеса и его религиозные полномочия. И вот то, что будет запечатлеваться на людях, пришедших для религиозного поклонения лжемессии, и будет "печатью антихриста". До тех же пор лучше воздерживаться от сиюминутнобытового толкования книги Откровение.

Вообще, не случайно, что из всех отцов лишь один дерзнул дать толкование Апокалипсису (святитель Андрей Кесарийский [вт. п. V в.]). Не случайно и то, что Церковь никогда не читает Апокалипсис во время своих богослужений наряду с другими апостольскими текстами. Откровение  единственная новозаветная книга, не входящая в годовой круг литургических чтений. Поэтому нынешнюю увлеченность чтением и толкованием книги Откровение нужно признать весьма нетрадиционной. Это еще одно проявление православного модернизма44. Слишком однозначный перевод библейских символов на язык современной техники  в этом есть чтото модернистскизаземленное, профанирующее ("печать антихриста  микросхема под кожей человека"45; "образ зверя  это телевизор"46).

Поражает та легкость, с которой составители "антикодовых" листовок и статей отождествляют свое, очень сиюминутное, современное (напомню синоним слова "современный"  "модерновый") прочтение Апокалипсиса с учением Церкви и мыслью апостола Иоанна. Вот как начинается одна из листовок: "Согласно учению святого апостола Иоанна Богослова, идентификационный номер, будучи зафиксированным на человеческом теле, отлучает человека от Церкви". Вот уж ничего подобного. Идентификационный номер (если пофантазировать о той его разновидности, про которую "антикодовики" говорят, что она будет налагаться на тело) содержит в себе информацию о человекеносителе этого номера. Апостол Иоанн нигде не говорит, что на теле человека будет записываться информация о самом человеке. По его слову, уникальное "имя зверя" (а совсем не имя каждого гражданина и состояние его банковского счета) будет начертано на людях.

Прочитайте вновь предупреждение апостола: "И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам  положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть" (Откр. 13,16  18). Речь всюду идет об "имени зверя" (а не об имени носителя знака), о "числе зверя" (а не о номере несчастного налогоплательщика).

Так что при чтении бесчисленных современных листовок, статей и брошюр на апокалиптические темы тем более становится ясно, почему же именно церковная традиция не считала полезным "изнесение" этой книги "на стогны града".

Впрочем, если читать Писание не выборочно, если помимо Апокалипсиса читать иные Священные Книги, то обнаружится несколько меньше поводов для предельной эсхатологической обеспокоенности. "О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба" (1 Фес. 5,1  3). Сейчас не время антихриста хотя бы потому, что сейчас в православных странах нет ни мира, ни безопасности. Если считать, что сейчас времена самые что ни на есть последние, то придется сделать неожиданный вывод: оказывается, Писание написано для протестантов, ибо именно в их странах сейчас царят "мир и безопасность".

Интересно, кстати, напомнить, что в 70х  80х годах те люди, что любили предсказывать близкий конец света, в качестве главного аргумента демонстрировали именно этот текст апостол Павла. Дело в том, что лозунг популярного в тогдашних газетах Совещания в Хельсинки был именно: "За мир и безопасность в Европе".