Протодиакон Андрей Кураев-ДАЮТ ЛИ НА УКРАИНЕ -ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА-/-Дают ли на Украине «Печать Антихриста»?-Некая

И еще одно обстоятельство нужно помнить при обсуждении вопроса о "печатях". Православное сознание боится церковных расколов. В то же время недруги нашей Церкви прекрасно понимают, что лучший способ парализовать ее влияние на народную и государственную жизнь  это раздробить ее в расколах. При всех усилиях "доброжелателей" большинство православных Украины остались в канонической Церкви. Как же расколоть ее саму? Чтобы парализовать церковный страх перед расколами  надо сделать "обезболивающую инъекцию" в церковное сознание. "Да, раскол неканоничен. Но каноныто написаны для нормального течения церковной жизни. А сейчас времена ненормальные. Времена сейчас антихристовы, а потому цепляться за старые каноны нет никакого смысла. Ведь время антихриста  это время подмен". Антихрист  это "вместоХристос". Раз настало это время ищи подмен. Все должно быть ложным. И прежде всего  ложной должна быть Церковь. Так уже было в русской истории  в XVII веке. Сработала цепочка ассоциаций: реформаторский Собор 1666 г.  "три шестерки"  время антихриста, а значит время подмен. Если на дворе  антихрист, то Церковь просто должна быть неправильной. А значит, с ней нужно порывать и бежать от нее на поиски "правильной веры". Именно религиозный долг велит попрать древние каноны и нарушить церковное единство...61 Так что баловство в увлекательные игры под названием "найди антихриста" может обернуться очень печально  причем задолго до "последних времен".

И вот уже читаем: "Не будут спасительными монастырские службы и Таинства лишатся благодати, если совершать их будут люди, имеющие в кармане документ с "тремя шестерками""62. Ну да  ни советские паспорта, ни деньги, лежавшие в наших карманах, не лишали Таинства благодати, а три тонкие спаренные линии, начертанные на новых документах,  лишат... И уже на моих глазах (22 ноября 1998 г.) возбужденная "пикетчица" пререкается с наместником КиевоПечерской лавры епископом Павлом и даже крестит владыку... И уже появились духовники, которые запрещают причащаться и исповедоваться в КиевоПечерской лавре (поскольку ее банковскому счету присвоен идентификационный номер)... И уже псковопечерского старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) готовы причислить к "послушникам антихристовым" на том основании, что отец Иоанн не обличает штрихкоды...63

Убегая от греха далекого и предполагаемого, люди готовы впасть в грех несомненнейший и немедленный  в грех раскола. Так бес может спугнуть человека, идущего в сумерках по горной тропе. Внезапно и в страшном виде явившись слева,  он провоцирует человека отпрянуть в противоположную сторону  в пропасть, что разверзается по правую руку путника...

Так что же  можно ли "брать" номера? Выводов из того, что было сказано, у меня четыре.

Первый: если человек поверил листовкам (да и сам считал, что номер это именно "печать антихриста") и при этом все же принял номер  он заслуживает самого строгого церковного внушения. Он совершил серьезнейший грех. Он поступил против своей совести и по сути внутренне отрекся от Христа (хотя в реальности никто от этого человека и не требовал отречения).

Второй: если церковный человек не придавал никакого религиозного значения налоговому коду и потому принял его,  то он не заслуживает никакого порицания со стороны Церкви. Не надо впадать в грех осуждения тех людей, которые приняли коды. Нельзя отлучать их от общения с Церковью.

Нельзя ради завтрашней, предполагаемой угрозы начинать войну сегодня. Вспомним сцену из известного фильма 80х годов "Иди и смотри". В ней подростокпартизан, у которого погибли все родные, видит фотографию Гитлера и стреляет в нее. Затем перед ним возникает довоенная фотография фюрера  он стреляет и в нее. Затем он видит фотографию Гитлера до его прихода к власти  фото 20х годов. И снова стреляет. Затем он видит фото будущего палача белорусского народа в форме ефрейтора Первой мировой войны  и снова стреляет. Затем появляется фотография Гитлера в младенчестве... и выстрела нет. Ребенку нельзя мстить. Вот вопрос к христианской совести: если мы знаем, что из этого младенчика вырастет наш гонитель,  имеем ли мы право его убить? Не Ангел Божий, не Бог, но  мы? Нельзя ради завтрашних страхов призывать людей к страданиям сегодня. Евангельскую заповедь, призывающую ограничить влияние наших забот о завтрашнем дне на нашу жизнь во дне настоящем, имеет смысл вспоминать и тем монастырским духовникам, которые сегодня запрещают бабушкам получать пенсии на том основании, что завтра ожидается пришествие антихриста.

Предположение о том, что в будущем антихрист воспользуется техническими приспособлениями, не есть достаточный аргумент для борьбы с техникой. Антихрист будет использовать железные дороги и самолеты для разъездов своих комиссаров и проповедников. Но это не повод, чтобы разрушать дороги и аэродромы. Антихрист будет использовать типографии для проповеди своих идей. Но это не повод для того, чтобы типографии сжигать. Антихрист использует школьную систему  но не нам требовать закрытия школ. Антихрист будет использовать систему компьютерного слежения за жизнью людей  но это не повод к тому, чтобы уже сейчас призывать к кампании гражданского неповиновения и изза наших страхов по поводу завтрашнего дня обрекать людей на голод сегодня.

Преподобный Ефрем говорит: "Все, веровавшие зверю, приемшие печать того скверного и мерзкий образ, приступят к нему вкупе"64. Итак, необходимое условие  "вера зверю". Но какому же "зверю" требуют уверовать украинские власти? Антихристова вера не в том состоит, чтобы признавать, будто в Брюсселе установлен компьютер по имени "зверь", а в том, чтобы признать, что "зверь" и есть Христос. Грех отступления будет в том, что люди поверят антихристу как Христу. На сегодняшний день ни одно государство в мире не предлагает обращаться с религиозным поклонением к современным (каким бы то ни было!) лжемессиям. И даже те христиане, что считают штрихкоды "печатью антихриста", когда все же решаются их принять, то делают это не с верой, а со страхом. А уж те, кто не верят в магическую силу штрихкодов и не боятся их,  тем более неповинны в грехе богоотступничества и идолопоклонства.

Вспомним также предупреждение Ангела в Откровении: "И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией" (Откр. 14,9  10). Как видим, печать "зверя" становится страшной именно тогда и именно потому, когда и почему она сопряжена с поклонением зверю. Христиане же, входящие в мир компьютерной цивилизации (в том числе и в мир электронной торговли), не испытывают никакого религиозного притяжения к миру духов.

Не упустим из виду и то обстоятельство, что "печать зверя" люди будут принимать в обольщении. А в это обольщение они будут введены некиим "лжепророком", который будет творить чудеса пред "зверем". И именно посредством этих чудес люди и будут обольщены и подвигнуты к поклонению "иконе зверя" и к принятию его начертания ("И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению" [Откр. 19,20]. Так что за чудеса творит украинская налоговая инспекция, приглашая христиан встать на учет? Но если не ложными чудесами понуждаются люди к принятию налоговых номеров, то, значит, и сами эти номера не являются "печатью зверя", а налоговая полиция не является "лжепророком".

Архимандрит Тит задает вопрос, который кажется ему риторическим: "Кто может твердо сказать, что не отступит от него благодать Божия, когда он дерзко примет идентификационный код?"65 Но ведь похожий вопрос можно задать и самому отцу Титу: "На каком основании Вы беретесь за Бога решать  отнимет ли Он Свою благодать (которая всетаки не тождественна благословению батюшки Тита) у такого человека, "принявшего код, или нет?" Не много ли берет на себя такой совопросник? В каком кармане у него лежит "харизмометр", позволяющий сопоставлять благодатность людей, еще не зарегистрировавшихся по новым правилам, и тех, кто прошел такую регистрацию? Вновь говорю: не стоит спешить с осуждением людей, которые не придают религиозного значения своим контактам с чиновниками из налоговой инспекции и не считают, что "идентификационный номер соединяет нас с диаволом" (из листовки Одесского Успенского монастыря).

Третий вывод: надо учить людей правильно говорить. Нельзя говорить: "Я  номер такойто". Следует выражаться продуманнее: "Номер моего кода или номер моего файла такойто". Или: "Я владею такимто номером", "Я имею такойто номер", "Номер, под которым вы меня записали,  такойто", "Данные на меня вы найдете, если наберете номер такойто". Эти формулы растождествляют человека и его номер. Если человек скажет: "Я владею машиной за номером такимто", всем будет понятно: сам говорящий  это одно, а его машина и ее номер  нечто совсем иное. В Православии вообще принято избегать отождествления человека с той или иной чертой, которой он обладает, с тем или иным его поступком, с той или иной гранью его характера. Нельзя говорить: "Павел  лжец", но можно сказать: "Павел солгал"66. Точно так же нельзя сказать (ни о себе самом, ни о другом человеке): "Это номер такойто", но можно провести отчуждающее расщепление и сказать: "Я владею такимто номером". Люди должны понять, что эти цифры  не "их" номер, а номер того файла, в котором компьютерная система хранит память об их жизни. Мне кажется, что неуместному и нехристианскому словоупотреблению учит вышеупомянутый архимандрит Тит: "Идентификационный номер  это номер не паспорта, это номер человека!"67 Напротив  нужно учить людей видеть в коде не свой номер, но номер файла. Это всего лишь номер архивной папки.

Если в канцелярии я подскажу растерявшейся девушкеделопроизводителю: "Посмотрите мое дело вон в том шкафу! Я полагаю, что оно стоит там под такимто номером"  разве будет в этом грех? Точно так же приходя в налоговую полицию и называя номер, под которым в полиции хранится информация обо мне, я лишь облегчаю работу чиновникам и сокращаю время своего контакта с госструктурами.