Joseph of Vatopedi /Blessed Novice/ Library Golden-Ship.ru Elder Joseph of Vatopedi Blessed Novice Life of Elder Ephraim of Katunaki With the blessing of Bishop Longin of Saratov and Volsk Monk Joseph of Vatopedi. Blessed Novice. The Life of Elder Ephraim of Katunaki Moscow Metochion of the Holy Trinity Lavra of St. Sergius translated from New Greek, 2004 Ed. Golden-Ship.
ru 2012 Аннотация В настоящей книге читателю предложено жизнеописание одного из известнейших афонских подвижников XX столетия старца Ефрема Катунакского (1912 – 1998), человека , который еще при жизни почитался знавшими его за современного нам святого . Изобилующая яркими примерами из его жития , его богомудрыми наставлениями , а также рассказами о проявлениях благодатных даров , которыми был наделен от Господа старец , книга эта доставит читающим ее и необходимое назидание , и истинное духовное утешение .
Содержание Пролог Введение Глава первая Из Фив в исихастирий преподобного Ефрема на Катунаках Отец Прокопий и святые Феодоры Со старцем Никифором Отец и мать старца Глава вторая Ученичество у старца Иосифа Исихаста Кончина старца Иосифа Глава третья Новое братство старца Ефрема Сострадание к нищим и немощным Кончина старца Ефрема Глава четвертая Посещения старцем Ефремом монастыря Ватопед Место старца в монашеской жизни Старец и послушник Не делай ничего без согласия старца Ничего не делайте без благословения старца У меня есть старец Не скрывайте своих помыслов Смотри на других как на святых Единение со старцем Достойный послушник Единственный человек, которого я любил и боялся Не осуждай своего старца Если ты судишь старца, то судишь Бога Послушание — это жизнь, а преслушание — смерть Наше собственное старание Степени послушания Послушание принесет все Не будем забывать своих обетов Бесноватый и послушание Календарная проблема и послушание Знавший и не сотворивший Послушание братии Пример непослушания Преслушание — смерть Непрестанно молитесь Иисусова молитва Отче, я забываю творить молитву Молитва о скорбящих Искушения и скорби Телесная болезнь и лечение О духовной жизни Хранение духовного распорядка Киновиальная жизнь Помысл поставляется на суд Самоиспытание Опыт приносит пользу Сохраняйте свою ревность Берегитесь тщеславия Божественный Промысл и родители монахов Глава пятая Свидетельства о старце разных людей Глава шестая Письма Эпилог Приди, боец, приди ко мне с горящим сердцем, благопослушливо приклонив свою выю, весь смирен, мертв своей воле, объявляя всякое помышление сердца, дабы пребыть до конца на поприще.
Да не устрашат тебя ни пустыня, ни столп, и никакой иной чин богошественного жития. Будь впереди всех, как написано Богом, ибо Первого из мучеников ты не превосходишь. (Преподобный Феодор Студит. К послушнику) Пролог С вятая Гора — это прежде всего то место, где Евангелие претворяется в жизнь. Это место божественного опыта, общения тварного и Нетварного, место непрестанной молитвы и радостотворного плача.
Сие место освятилось подвижническими трудами преподобных мужей, ставших причастниками Божеского естества (2 Пет. 1, 4) и явившихся сосудами избранными (ср.: Деян. 9, 15). Христос прославляет (обоживает) Своих святых, а они прославляют Его Церковь как подлинные Его члены. Одним из таких обоженных людей является афонский старец Ефрем Катунакский, преставившийся ровно три года назад, в 1998 году1.
Он провел шестьдесят пять лет строгой подвижнической жизни на Святой Горе (из них сорок два года — в качестве послушника), вдали от мира, бедный в мирском, но богатый по Богу преестественными дарами Святого Духа, и в послушании стяжал благодать. Действительно, трудно в наше время, дышащее материализмом, рационализмом и антропоцентризмом, стяжать дары Святого Духа. Трудно, но не невозможно.
Будучи еще студентом богословского факультета Афинского университета, я впервые услышал о старце Ефреме, и у меня возникло сильное желание познакомиться с ним. Я испытывал тогда некоторые трудности и послал ему письмо с рассказом о своих обстоятельствах. Ответ рассудительного и прозорливого старца не только разрешил все мои конкретные проблемы, но и растолковал мне мое внутреннее состояние.
Когда я наконец посетил его на Катунаках2, он, подобно настоящему пророку, предописал мне весь путь моей жизни. Блаженный старец Ефрем был человеком Божиим, монахом, понуждавшим себя и подтвердившим своей жизнью определение святого Иоанна Синайского: монах — это «всегдашнее понуждение естества»3 . Он испытывал неутолимую жажду Божественной благодати и первоначальную ревность сохранил до самого конца своей жизни.
Старец, опытно переживавший действие и состояние молитвы, обладал невероятным даром слез, он плакал навзрыд на литургии, плакал и всю ночь в молитве о скорбящих братьях и о спасении всего мира. Сама внешность старца выдавала его высокое духовное состояние. Он был подобен боговидцу Моисею. Стоя пред ним, ты становился «прозрачным», а он прозорливыми духовными очами просвечивал тебя, словно рентгеном.
Лишь завидев какого-нибудь мирянина, он сразу же прозревал, проводит ли тот правильную духовную жизнь; если же то был монах, то старец видел, оказывает ли он подлинное послушание. --- 1) Книга была написана в 2001 году. Все примечания составлены при подготовке русского издания.— Ред. 2 Катунаки (греч. Κατουνάκια)
— скит в ущелье на юго-западном побережье Святой Горы. 3 Преподобный Иоанн, игумен Синайской Горы. Лествица. Степень 1, об отречении от жития мирского. Глава 4. Благодаря тщательному хранению своей совести, крайнему прилежанию в подвиге послушания и молитвы отец Ефрем, содействием Божественной благодати, стал одним из современных преподобных отцов Святой Горы.
Несмотря на то, что старец был великим исихастом, монахам в качестве пути к духовному совершенству он предлагал послушание. В особенности он настаивал на том, чтобы послушник упокаивал своего старца: это служит знамением и показателем духовного преуспеяния монаха. Благодать извещала его о красоте и величии общежительного устава и указывала ему, как благоугождает Богу хороший общежительный монах.
Такое представление мы вынесли из бесед, которые он проводил в общежительных монастырях и на Афоне, и вне его. Беседы эти потрясали души, переживавшие духовное борение. Несмотря на свой строжайший подвижнический образ жизни в уединении, он всячески одобрял жизнь киновиальную1 . Много раз, будучи еще студентом, я имел благословенную возможность присутствовать на его вызывавших умиление литургиях.
Как служитель, предстоявший Божественному Жертвеннику, он был безукоризнен. Божественную литургию он совершал с горящим сердцем и полным ощущением благодати и часто от обильных слез и Божественных откровений был не в силах произносить возгласы. Думаю, что он был неподражаем. Как он говорил мне, с первой своей литургии и до последней он всегда некоторым «духовным образом» созерцал, как Божественная благодать претворяет Честные Дары в Тело и Кровь Христовы.