Божий инок/ Библиотека Golden-Ship.ru

Батюшка четко и назидательно изложил церковный взгляд на проблему: «Страх идеже не бе страха». За два дня до приезда патриаршего посланца написал отец Иоанн свое обращение. Татьяна Сергеевна Смирнова, батюшкина келейница-письмоводитель, свидетельствует: «Помолившись, отец Иоанн сел перед иконами, я пристроилась на краю стола, чтобы записывать. Батюшка прикрыл глаза и заговорил. Он говорил долго, размышляя вслух.

Когда умолк, тотчас встал и, трижды широко перекрестившись, возблагодарил Господа. Через 15 минут он попросил прочитать написанное. Текст правки не потребовал, только цитаты он проверил по первоисточникам. Очевидно стало, что отец Иоанн давно носил в сердце боль о Церкви, о людях, уловленных чуждым Церкви   213   религиозным сознанием, и теперь возвысил свой голос о беде, призывая ко спасению послушанием Матери-Церкви».

Во время всеобщих страхований и ожиданий голода опять многие услышали спокойный голос отца Иоанна: «Тяжелое сейчас время в России: смущение, смятение и неразбериха. И кажется человеческому взгляду, что все должно только ухудшаться… Но ход истории не предопределен фатально, и многое зависит от свободного выбора человека. Что представляла собой Римская империя во время воплощения Господа нашего Иисуса Христа?

Всеобщее разложение, растление и духовный упадок! Пришел Господь-Спаситель! И вначале двенадцать человек свободной волей избрали для себя путь Божий. Вслед за ними и другие своей свободной волей избрали между двух путей – путь Божий. Свободный выбор человека изменил ход истории… Так и сейчас, если мы сами изберем жизнь по заповедям Божиим, то ситуация в России изменится… Не бойтесь, ничего не бойтесь под покровом Божиим!

Миром правит Бог, только Бог, и никто другой».   Над славой Божией не властно ни время земное, ни вражьи силы   Будем просить у Господа благословения, а у всех русских святых – молитв на вступление во второе тысячелетие. Чтобы их молитвами не оскудела на Руси Православная вера во всей чистоте и не забыли бы ни мы, ни наши потомки Божиих заповедей и заветов   С весны 1984 года отца Иоанна начало преследовать необычное явление.

Всякий раз, возвращаясь с ранней литургии из Никольского храма[102], как только он входил под башню, то ощутимо переносился в XVI век и присоединялся к траурному шествию вослед за Игуменом обители, отправленным к Царю Небесному гневом царя земного. Это происходило независимо от того, один ли шел отец Иоанн, что бывало крайне редко, или в сопровождении людей.

Вскоре те же чувства стали возникать, когда он в монастырском саду доходил до Корнилиевского валуна под дубом. Отец Иоанн стал молиться. Отчего XVI век так настойчиво и властно является в наше время? В одном из своих писем отец Иоанн так написал об этом: «Вот иду по «кровавой дорожке» и, прикрыв глаза, присоединяюсь к траурному шествию XVI века за царем Иоанном Грозным, несущим на своих руках обезглавленный труп Игумена нашего монастыря Корнилия.

Ужас, скорбь, недоумение в сердце каждого, идущего в этом прискорбном шествии». Однажды после литургии, на которой батюшка просил вразумления свыше, его молнией озарила мысль: святому игумену, бережно хранящему обитель в бушующем житейском море, нет приюта, нет престола, где он воссылал бы свои молитвы за Божественной литур-   217   гией. Все стало ясно.

Никольская башня, у которой началось откровение, заявляла, что она, свидетельница происшедшего в те давние времена, не будет безучастна и теперь. Так в отце Иоанне зародилась навеянная свыше мысль о создании престола игумену обители пре-подобномученику Корнилию. Отец Иоанн поделился своей заботой с отцом Александром (Васильевым). Вдвоем они стали молиться о возможности осуществления этого замысла.

Высказанная мысль воплотилась в слове и «зашелестела» по монастырю, достигла и слуха начальствующих. На соборе старцев, когда возник вопрос о том, как отметить дату 1000-летия Крещения Руси, мысль стала делом решенным. Никольской башне предстояло стать храмом. Десятый Божий престол должен был появиться в обители в XX веке, в преддверии великого торжества 1000-летия Крещения Руси.

Во все время работы по созиданию в башне иконостаса и алтаря отец Иоанн частенько по вечерам пробирался туда, чтобы помолиться вместе с труждающимися в ней.   218   6 мая 1986 года была освящена Корнилиевская церковь. «И преподобномученик Корнилий, игумен нашей обители и ее неусыпный страж у Престола Божия, учит нас не только своей жизнью, но и самой своей смертью и зовет нас усердно трудиться над делом своего спасения, всегда украшать, всегда созидать, а не уничтожать то, что дано нам Богом.

Не искать для себя ни славы земной, ни мученичества, а только идти по пути твердо и верно вослед Христа. Особой жизнью живет Церковь в мире. Над славой Божией не властно ни время земное, ни вражьи силы. Труды и поты, и кровь, пролитые в XVI веке, проросли в XX веке церковью Божией», – сказал отец Иоанн в своей проповеди на освящении храма. Так началось для отца Иоанна предпразднство великого в истории России события.

Два года он жил в ожидании и приготовлении к этому торжеству. Для него это было не просто воспоминание исторического прошлого, но неповторимое событие, когда призрел Господь на Русь и вдохнул в нее дух жизни. Живо чувствуя связь времен, батюшка воспринимал сердцем это как личное возрождение, когда и он в своих праотцах вступил на многотрудную и славную стезю Царского пути, ведущего к Богу.

Из настоящего очами веры зрел он воды Днепра – российского Иордана, где равноапостольный князь Владимир совершал Крещение – чудо преображения языческого народа в Святую Русь. И этим событием, пронзившим тысячелетие, жила и выживала Россия.   219   Крест Христов, воздвигнутый над страной, до сих пор держит рука равноапостольного князя, и его завет остается живым и действенным.