Архимандрит Алипий (КастальскийБороздин)

13. Св. Григории Нисский. Творения. М., 1862. Ч. 4. С. 122.

14. Проф.  И. В. Попов. Конспект лекций по патрологии. Сергиев Посад, 1916. С. 197.

15. В. Лосский. Мистическое, богословие. С. 46.

16. Св. Иоанн Дамаскин. Цит. соч. С. 171.

17. Проф. С. Л. Епифанович. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915. С. 45.

18. Св. Николай Кавасила, архиеп. Фессалоникийский. Семь слов о жизни во Христе. Слово второе. М., 1874. С. 33; Ср.: Слово третье. С. 67.

19. Св. Григорий Богослов. Слово 30 // Творения. Ч. 3. С. 81.

20. Св. Василий Великий, Против Евномия. II, 17 // Творения. Ч. 3. С. 73.

21. ???????? – Богоявление.

22. Св. Григорий Богослов. Слово 31, о Святом Духе // Творения. Ч. 3. С. 165.

23. Св. Григорий Палама. Исповедание веры.

24. Там же.

25. Св. Григорий Палама. Исповедание веры.

26. Прот. Г. Флоровский. Восточные отцы IV века. С. 87–88.

27. Проф. А.А.Спасский. Цит. соч. С. 306–307.

28. Св. Василий Великий. Творения. Сергиев Посад, 1892. Ч. 7. С. 25.

29. Митр. Московский Филарет. Слова и речи. Т. I. С. 90.

30. Архим. Амфилохий (Радович). Цит. соч.

31. В. Лосский. Мистическое богословие. С. 38.

32. Архим. Иустин. Цит. соч. Ч. 1. С. 138.

Часть третья

Бог – творец и промыслитель мира

I. Философские теории происхождения мира

Один из основных вопросов, который человечество пыталось разрешить на протяжении всей своей истории, – вопрос о происхождении мира и человека. Среди нехристианских теорий по этой проблеме следует выделить следующие три:

1) материализм;

2) дуализм;

3) пантеизм.

1. Материализм (от лат. слова materialis – вещественный). В противоположность идеализму, материализм считает, что материя первичнее духа, сознания, идеи. Признание первичности материи равносильно отрицанию Божественного начала, приведшего мир в бытие, поэтому характерной чертой материализма является атеизм. К числу универсальных свойств материи материалисты относят «ее несотворимость и неуничтожаемость, вечность существования во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость ее структуры. Материи всегда присущи движение и изменение, закономерное саморазвитие…» [141] Все явления в мире, согласно этому учению, представляют собой различные виды и проявления движущейся материи.

Это учение в настоящее время обнаруживает все более и более свою несостоятельность. Такие утверждения, как вечность, бесконечность материи и закономерность ее саморазвития, с точки зрения современной науки, являются сомнительными. Большинство ученых нашего времени считают, что мир имел начало и что он ограничен. Согласно научным наблюдениям, материя стремится отнюдь не к саморазвитию, не к усложнению своей структуры, а, наоборот, к распаду на более простые формы, к выравниванию всех возникших в ее структуре отклонений (в физике это явление называется «тепловой смертью»).

2. Дуализм (от лат. слова dualis – двойственный) – это философское учение, которое признает, что в основе всего – равноправные, не сводимые друг к другу два начала: идеальное и материальное. Типичным представителем дуализма является древнегреческий философ Платон (VIIII вв. до н. э.). Согласно его учению, существует высший и неизменный мир божественных идей. Ниже мира идей находится Демиург (букв. с греч. ?????????? – изготавливающий вещи для народа, т. е. ремесленник: от ????? – народ и ?????? – работа).

Демиург – это творец и отец нашей Вселенной, создатель низших богов, мировой души и бессмертной части человеческих душ. Он творит космос из совечной ему материи (некой бесформенной массы), наделенной вечным беспорядочным движением. Взирая на вечный первообраз, данный в божественных идеях. Демиург согласно этому образцу возделывает праматерию.

Демиург не является в собственном смысле творцом. Ни первообраз, ни праматерия от него не зависят. Более того, он не всесилен: его стремлению устроить все «как можно лучше» противостоит сопротивление материи.